В последние дни августа мы с мужем отправились в небольшой двухдневный поход в самый грибной лес, который знаем. Но не для того, чтобы набить полные рюкзаки грибами, а для того, чтобы собрать немного на жарёху и приготовить её тут же — в окружении северных сосен.
Для похода мы выбрали будние дни, поэтому в утренней электричке было относительно пустынно, с нами ехали только энергичные пенсионерки — кто на дачу, кто в санаторий на залив, а кто в лес за грибами.
Мы вышли на станции Кирилловское и направились вглубь массива к озерам. В этих местах мы уже не раз бывали, но ещё не все тропы прошли и не на всех берегах побывали.
На этот раз мы решили поставить лагерь на вытянутом лесистом полуострове с восточной стороны озера Большого Зеленодольского. Один бок полуострова полностью омывает вода, а другой — за невысоким, но очевидным продольным увалом — окружает сначала болото, заросшее мхом и вереском, а затем, на самом его краю, озёрный залив.
Чтобы добраться на этот берег, надо сначала пройти четыре километра по сухому, ароматному лесу, а потом километр по болоту. Но к концу лета воды в нём почти не было, поэтому мы, хоть и проваливались в топкие ковры мха, но ноги особо не промочили.
Последние пятьсот метров до стоянки, выйдя из болота, мы шли сквозь густой молодой сосняк, сначала взбираясь на увал, растянувшийся вдоль всего полуострова, а потом спускаясь. Сразу наткнулись на чей-то лагерь. Стояли палатки, шёл дымок от костра. Мы поздоровались с обитателями этой поляны и пошли дальше — на мыс в конце полуострова.
Но, к сожалению, та уединённая стоянка на мысу, которую я присмотрела на карте, была занята — да, даже в будний день на исходе лета.
Но это не беда, на протяжении всего полуострова вдоль берега озера много подходящих для лагеря полян, и в итоге мы расположились где-то посередине, где нам не было ни видно, ни слышно ни той, ни другой компании (а компании эти были пешие, так как сюда не доехать на машине, потому тихие и культурные).
Как только мы сбросили рюкзаки и начали осматриваться, сразу же споткнулись о грибы. Они были повсюду. Шаг от обложенного камнями костища — и вот он гриб. Молодой крепкий подосиновик под худенькой сосной. Рядом ещё два — едва выглядывающие из-под лесной подстилки красно-бурые шапочки. Эта компания выросла на крохотном островке зелени под деревом в окружении истоптанных троп.
Я пошла ставить палатку чуть выше по склону увала — кто-то когда-то уже выровнял здесь специальную площадку. Шаг в сторону от натянутого тамбура — и снова гриб. Поднимаю глаза, а он не один. Три стройных красавчика расположились менее, чем в метре друг от друга.
Лёша обошёл наш лагерь и за десять минут набрал достаточно грибов, чтобы сделать запланированную жарёху.
Жарили грибы на сале с картошкой и луком, захваченными специально с огорода. Почему-то именно так я больше всего люблю пользоваться дарами природы — здесь и сейчас. Не делать заготовки, мариновать или сушить, а есть всё свежее, то, что удалось собрать прямо в этот момент. Это даёт какое-то особое ощущение единения с природой, первобытное ощущение простоты жизни.
Небо было пасмурное, воздух ещё тёплый, но не жаркий. Когда Лёша ушёл на разведку чуть дальше в лес, я вдруг вспомнила, что ещё ни разу за лето, которое вот-вот закончится, не купалась голышом. А ведь в этом тоже есть особое ощущение первобытного единения с природой.
Да и за тот непродолжительный, но всё-таки переход под рюкзаками по лесу я успела немного устать и вспотеть. А вода... Вода в озере была прозрачная, красивая и манящая. Я подумала, что слишком рано закрыла сезон в середине месяца, и нужно срочно искупаться.
Скинула всю одежду и зашла в воду. Она была прохладная, но на несколько уверенных гребков меня хватило. Вышла из озера я обновлённая — необыкновенное ощущение лёгкости, свежести и, как всегда кажется после купания в озёрной воде, как будто на пару размеров меньше. Вот теперь сезон точно можно считать закрытым.
К вечеру погода немного испортилась, усилился ветер, который нагнал тучи и дождь. Несколько часов назад я купалась голышом, а теперь хожу по лагерю в шапке и куртке. Когда небо совсем затянуло, мы забрались в палатку и слушали, как капли дождя барабанят по тенту.
Попеременно дождь лил всю ночь и продолжился утром. Когда я на рассвете погрузила руки в озеро, чтобы умыться, вода казалась молоком, в то время как воздух был очень свежим.
Я увидела, как солнце медленно поднимается из-за увала, протискиваясь между сосновыми стволами и зарослями черники и вереска. Над головой небо стало ярко-синим и радостным. Но из-за противоположного берега, окрашенного солнцем в тёплое и ослепительное золото, поднималась огромная туча. Снова пошёл дождь, и я спряталась в палатку.
Дождавшись пока всё до конца выльется, мы выбрались из нашего «дома», позавтракали, собрали неспешно рюкзаки и пошли в сторону станции Заходское. Пройти надо было около 9 км, и мы не торопились, собирали по дороге грибы, чтобы приготовить их дома на ужин.
И белых, и лисичек, и подосиновиков с подберёзовиками по дороге оказалось так много, что мы устали останавливаться и, забив маленький пакет доверху, старались больше не обращать на них внимания, переключив его на красоту леса и озёр, которые проходили мимо.
К обеду на платформе уже собралось много грибников — каждый, как минимум, с одной полной корзиной. А кто-то и с двумя, и с тремя. И это при том, что в лесу продолжали сиротливо стоять красавцы-белые совсем недалеко от станции. Природа в этом году великодушна, и всем желающим — и людям, и обитателям леса — её даров хватило.
С этим походом я отпустила лето. Оно было сложное. Но, как и каждое лето, восхитительно яркое и щедрое — на тепло, солнечные дни, красоту, впечатления и урожай. Спасибо ему за это.
На этом пока всё. Спасибо, что дочитали до конца. Буду рада, если вы поставите этой публикации палец вверх. До скорых встреч!