Запрос клиента к психологу — это то, что он хочет и ожидает получить в процессе консультации.
Если человек сам его не сформулировал, то специалист может помочь ему вопросом «Какого эффекта вы ожидаете от консультаций».
Виды запросов
У каждого клиента своя цель и свои ожидания от процесса консультации. Однако все запросы можно разделить на несколько типов.
Неконструктивные запросы
Манипулятивные
Клиент приходит к психологу за тем, чтобы тот научил его управлять другими людьми. Например: «хочу, чтобы партнёр/ребёнок всегда слушались меня». В этом случае психолог может объяснить, что не может что-то решать без участия и желания третьей стороны. Запрос следует перевести в русло работы с самим человеком и его проблемами.
Неопределённые
Клиент с таким видом запроса не может четко сформулировать то, что его беспокоит или то, что он хочет получить от консультации в конечном счете. Он описывает некоторые жизненные ситуации и эмоции, которые испытал.
Психологу в работе с таким типом запроса необходимо:
- выразить своё понимание,
- уточнить, с обсуждения какой именно проблемы или ситуации клиент хотел бы начать консультацию,
- задавать наводящие вопросы, чтобы сконцентрировать внимание на одном конкретном запросе.
Нереалистичные
Примеры таких запросов:
- «хочу навсегда перестать испытывать плохие эмоции»,
- «хочу, чтобы люди всегда слушали мои советы».
Как правило, с такими запросами приходят люди, не понимающие, в чём состоит работа психолога. Специалисту нужно деликатно это объяснить и дать понять, что в процессе консультации он не может повлиять на поведение третьих лиц и, тем более, не может изменить принцип работы человеческой психики, которая реагирует как на хорошие, так и плохие эмоции.
Конструктивные запросы
Информационное просвещение
Клиент находится в положении, когда ему требуется дополнительная информация, как, например, донести информацию до кого-либо.
Помощь в самопознании
Неопределённый человек, который не может понять сам себя. В чём он хорош, какие его сильные и слабые стороны, какую позицию он занимает на данном жизненном этапе. Психолог может помочь ему пройти путь от самопознания к самоопределению.
Помощь в саморазвитии
Желание человека развить личностные или профессиональные навыки. Психолог может помочь ему воспитать в себе определённые качества для достижения целей. Специалист использует определённые техники и упражнения, делая упор на возможностях и интересах человека.
Снятие симптомов
К психологу могут приходить клиенты, которых беспокоит:
- низкая самооценка,
- хроническая усталость,
- тревожность и подавленность,
- эмоциональное или профессиональное выгорание.
При работе с данным типом запросов психологу необходимо вместе с клиентом определить первопричину. Например:
- понять, в какой момент и почему клиент начал необъективно оценивать себя, принижать собственные заслуги и достижения,
- какие триггеры заставляют его чувствовать тревогу,
- что мешает ему быть счастливым,
- что привело клиента к выгоранию.
Ситуации, в которых нужно прояснить запрос клиента
На консультацию человек приходит с первичным запросом. Это его жалобы или проблемы. Задача психолога — выявить истинный или рабочий запрос, который определит ход дальнейшей консультации.
Таким образом, психолог помогает клиенту в переосмыслении вопроса, если речь заходит о перекладывании ответственности, принятии важных решений или корректировки поведения третьих лиц.
Вопросы для прояснения запроса в работе психолога
Работа с клиентом строится на диалоге, в ходе которого психологу важно задавать вопросы для уточнения. Например:
- Вспомните, когда вы впервые начали ощущать те или иные эмоции?
- Подскажите, что вы уже успели сделать для решения проблемы?
- Почему вы обратились за помощью именно сейчас?
- Изменится ли ваша жизнь, если проблема уйдет?
- В чем, по вашему мнению, заключается первопричина вашего состояния?
- Как вы думаете можно решить вашу проблему?
- Как вы видите результат нашей работы?