Найти в Дзене

Запросы клиентов в психологическом консультировании

Оглавление

Запрос клиента к психологу — это то, что он хочет и ожидает получить в процессе консультации.

Если человек сам его не сформулировал, то специалист может помочь ему вопросом «Какого эффекта вы ожидаете от консультаций».

Виды запросов

У каждого клиента своя цель и свои ожидания от процесса консультации. Однако все запросы можно разделить на несколько типов.

Неконструктивные запросы

Манипулятивные

Клиент приходит к психологу за тем, чтобы тот научил его управлять другими людьми. Например: «хочу, чтобы партнёр/ребёнок всегда слушались меня». В этом случае психолог может объяснить, что не может что-то решать без участия и желания третьей стороны. Запрос следует перевести в русло работы с самим человеком и его проблемами.

Неопределённые

Клиент с таким видом запроса не может четко сформулировать то, что его беспокоит или то, что он хочет получить от консультации в конечном счете. Он описывает некоторые жизненные ситуации и эмоции, которые испытал.

Психологу в работе с таким типом запроса необходимо:

  • выразить своё понимание,
  • уточнить, с обсуждения какой именно проблемы или ситуации клиент хотел бы начать консультацию,
  • задавать наводящие вопросы, чтобы сконцентрировать внимание на одном конкретном запросе.

Нереалистичные

Примеры таких запросов:

  • «хочу навсегда перестать испытывать плохие эмоции»,
  • «хочу, чтобы люди всегда слушали мои советы».

Как правило, с такими запросами приходят люди, не понимающие, в чём состоит работа психолога. Специалисту нужно деликатно это объяснить и дать понять, что в процессе консультации он не может повлиять на поведение третьих лиц и, тем более, не может изменить принцип работы человеческой психики, которая реагирует как на хорошие, так и плохие эмоции.

Конструктивные запросы

Информационное просвещение

Клиент находится в положении, когда ему требуется дополнительная информация, как, например, донести информацию до кого-либо.

Помощь в самопознании

Неопределённый человек, который не может понять сам себя. В чём он хорош, какие его сильные и слабые стороны, какую позицию он занимает на данном жизненном этапе. Психолог может помочь ему пройти путь от самопознания к самоопределению.

Помощь в саморазвитии

Желание человека развить личностные или профессиональные навыки. Психолог может помочь ему воспитать в себе определённые качества для достижения целей. Специалист использует определённые техники и упражнения, делая упор на возможностях и интересах человека.

Снятие симптомов

К психологу могут приходить клиенты, которых беспокоит:

  • низкая самооценка,
  • хроническая усталость,
  • тревожность и подавленность,
  • эмоциональное или профессиональное выгорание.

При работе с данным типом запросов психологу необходимо вместе с клиентом определить первопричину. Например:

  • понять, в какой момент и почему клиент начал необъективно оценивать себя, принижать собственные заслуги и достижения,
  • какие триггеры заставляют его чувствовать тревогу,
  • что мешает ему быть счастливым,
  • что привело клиента к выгоранию.

Ситуации, в которых нужно прояснить запрос клиента

На консультацию человек приходит с первичным запросом. Это его жалобы или проблемы. Задача психолога — выявить истинный или рабочий запрос, который определит ход дальнейшей консультации.

-2

Таким образом, психолог помогает клиенту в переосмыслении вопроса, если речь заходит о перекладывании ответственности, принятии важных решений или корректировки поведения третьих лиц.

Вопросы для прояснения запроса в работе психолога

Работа с клиентом строится на диалоге, в ходе которого психологу важно задавать вопросы для уточнения. Например:

  • Вспомните, когда вы впервые начали ощущать те или иные эмоции?
  • Подскажите, что вы уже успели сделать для решения проблемы?
  • Почему вы обратились за помощью именно сейчас?
  • Изменится ли ваша жизнь, если проблема уйдет?
  • В чем, по вашему мнению, заключается первопричина вашего состояния?
  • Как вы думаете можно решить вашу проблему?
  • Как вы видите результат нашей работы?