Первый опытный образец этого знаменитого грузовика на Горьковском автозаводе изготовили в 1939 году. К сожалению, его внедрению в серию воспрепятствовала разразившаяся война, но работа над машиной вновь закипела ещё до её завершения.
Послевоенный образец, создание которого велось под руководством главного конструктора А.А. Липгарта и ведущего конструктора А.Д. Просвирнина, значительно изменился и внешне, и по эксплуатационным характеристикам. Руководству страны ГАЗ-51 впервые показали 19 июня 1945 года, а уже в марте 1946-го Горьковский автозавод собрал первые товарные машины. Серийное производство «полста первого»продолжалось почти три десятка лет: последние ГАЗ-51 покинули заводской конвейер в 1975-м.
Предшествующую модель – знаменитую «полуторку» – ГАЗ-51 превосходил по всем статьям. И не только по массе перевозимого груза, которая составляла 2,5 тонны. Прежде всего, его оснастили более мощным 6-цилиндровым двигателем, развивавшим 70 л.с. против 50 л.с. у ГАЗ-ММ. Для своего времени это был весьма передовой мотор: со сменными вкладышами коленчатого вала, двухступенчатой системой очистки масла, термостатом в системе охлаждения, экономайзером холостого хода и ускорительным насосом в карбюраторе.
Кабину, ставшую более просторной и комфортабельной, сместили вперёд, благодаря чему при увеличении габаритной длины грузовика на 190 мм бортовую платформу получилось сделать длиннее на целых полметра. На модернизированной версии ГАЗ-51А, вставшей на конвейер в 1956 году, платформу удлинили еще на 130 мм, а заодно снабдили открывающимися боковыми бортами (прежде откидным был только задний борт).
Со временем базовая модель обросла большим количеством модификаций: в семейство ГАЗ-51 входили грузовики с газобаллонным оборудованием, дополнительным бензобаком или платформой с увеличенной высотой бортов, шасси в специсполнениях под надстройки разного типа, экспортные варианты. Кроме того, на основе ГАЗ-51 были разработаны седельный тягач, самосвал, грузовое такси, пассажирские и санитарные автобусы.
Безусловно, ГАЗ-51 стал одним из наиболее удачных автомобилей нашего автопрома. Не случайно объем его выпуска достиг почти 3,5 миллионов экземпляров! А помимо СССР, производство ГАЗ-51 под другими названиями было развёрнуто в Польше, Китае и Северной Корее.