Найти тему

Проверка моторного масла с помощью «Масляного пятна» – работает ли метод?

Оглавление

Пора уже масло менять… Или не пора?

Если не помнить, когда была последняя замена моторного масла, такой вопрос может застать врасплох. С одной стороны, не хочется ездить на отработанном продукте, с другой – переплачивать за слишком раннюю смену тоже не нравится. Да ещё и в сервис записываться, время тратить…

На помощь приходит метод масляного пятна (его ещё называют капельной хроматографией). Это экспресс-оценка состояния моторного смазочного материала и степени потери его моющих свойств с помощью визуального и математического анализа пятна от высохшего на бумаге масла.

Как это работает?

Подготовка:

  1. Прогреваем двигатель автомобиля минут 10.
  2. Берём лист бумаги, щуп и капаем ПЕРВУЮ каплю горячего масла из поддона картера на центр листа. В идеале, стоит использовать фильтрованную бумагу.
  3. Сушим примерно 2 часа. Нужно разместить лист таким образом, чтобы пятно не стекало с бумаги и ничего не касалось. Кто-то сушит в духовке, но самый простой способ – просто положить в сухое место и не трогать.

Далее начинается аналитическая работа. По характеру распространения масла и его цвету делается вывод о состоянии ГСМ.

Экспресс-диагностика.

Капля состоит из трёх элементов: ядро, краевая зона, зона диффузии.

-2

В норме они чётко визуализируются, а у зоны диффузии ровные края (это говорит об отсутствии в нём воды). Чем светлее цвета, тем лучше состояние смазки. Если это не так, то масло своё уже отработало, и его надо срочно менять.

Иллюстрация с сайта science.ru-land.com
Иллюстрация с сайта science.ru-land.com

В случае, если «базовую» проверку ваша капля выдержала, то идём дальше.

Диагностика составляющих масляной капли по цвету.

Воспользуемся готовой шкалой.

Таблица с сайта maslotest.ru
Таблица с сайта maslotest.ru

В целом, логика такая же – чем светлее цвета, тем лучше масло.

Расчёт по формулам

Для оценки диспергирующих (моющих) свойств продукта можно провести более подробные измерения, воспользовавшись линейкой. Все значения будем записывать в миллиметрах.

  1. Измеряем центр капли.
-5
  1. Измеряем диаметр кольца
-6
  1. Измеряем зону диффузии
-7

Теперь на основе этих данных можем воспользоваться следующими формулами (на выбор):

Дс = 1 - (d2 /D2)

Где Дс – дисперсионные (чистящие) свойства масла. Если эта цифра окажется меньше 0,3, то диспергирующие свойства неудовлетворительные, необходима замена масла. Многие специалисты считают, что 0,5 – это уже повод для замены.

ИЛИ

К = D / d

Где К – коэффициент моюще-диспергирующих свойств. Норма – выше 1,65, всё, что ниже, говорит о непригодности масла.

Это далеко не все способы работы с масляным пятном. Но для рядового автомобилиста указанных выше моделей оценки вполне хватит.

Вывод:

Метод масляного пятна помогает справиться с тотальной амнезией – когда вы совсем не помните, когда меняли масло и сильно сомневаетесь, что ему нужна замена. Но мы его всё-таки не советуем. По той простой причине, что далеко не всегда оценка цвета и замеры проходят «как в книжке» – трактовать результаты может быть непросто, особенно если ваше масло не в идеальном состоянии, но и не в самом плохом. В таком случае оценка состояния ГСМ на глаз становится крайне субъективным делом – если водитель не настроен на замену (а так, вероятно, и есть, если вместо поездки в сервис он занимается изучением капель), то внешний вид масла можно определить как приемлемый, даже если это не совсем так. Ещё один момент – шкалу проверки мы видим на телефоне или мониторе компьютера, и восприятие цвета может зависеть от цветопередачи экрана. Ну и последнее – размеры и вид ядра, краевой зона и зона диффузии сильно зависят от того, насколько ровно вы держали лист бумаги при получении капли и сушке. Так что метод рабочий, но в руках непрофессионалов череват погрешностями при оценке результатов.

Оптимальный способ поддерживать двигатель автомобиля в хорошем состоянии – регулярно менять масло в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Как правило, там указывают 10-15 тыс км, но в условиях городской эксплуатации (пробки, короткие поездки, холодные запуски) лучше ориентироваться на 7-8 тыс км.

-8

Рекомендуем обратить внимание на моторные масла Havens

Havens – это бренд смазочных материалов из ОАЭ. Он существует с 2017 года, а с 2022 года продукция эксклюзивно (и официально) поставляется на российский рынок.

Моторные масла Havens произведены на одним из крупнейших заводов ГСМ на Ближнем Востоке. При производстве используются самые современные технологии и высококачественное сырье. Завод аккредитован крупными европейскими брендами моторных масел (OEM) и имеет собственный научно-исследовательский центр.

Продукты Havens прошли в России добровольные технические испытания в независимых лабораториях, их протоколы можно посмотреть на сайте.

Заказать масла Havens можно на OZON, Wildberries, Яндекс.Маркете.