…или Каждую известную историю можно интересно дополнить.
В 1863 году Анджело Мариани — французский химик родом с Корсики, как Наполеон Бонапарт, — получил патент на тонизирующее вино имени себя.
Смышлёный корсиканец додумался совместить обычное бордо с популярным в XIX веке ингредиентом лекарственных средств. Он стал подмешивать в вино экстракт кустарника коки: больше 21 мг на 100 г напитка, а для экспортных партий — больше 25 мг. Поскольку в рекламе Мариани рекомендовал выпивать по три бокала в день, суточная доза поклонников тонизирующего вина составляла около 100 мг чистейшего боливийского кокаина.
Неудивительно, что к 1870 году вино Мариани завоевало рынки большинства стран Европы и обеих Америк. Превосходные отзывы о нём оставили знаменитые писатели — Александр Дюма-сын и Артур Конан Дойль, Анатоль Франс и Роберт Льюис Стивенсон, Жюль Верн и Генрик Ибсен. Вину Мариани воздавали должное британская королева Виктория, главный раввин Франции и римский папа Пий Десятый, а папа Лев Тринадцатый держал при себе фляжку вина Мариани и наградил Анджело золотой медалью Ватикана.
В 1884 году успешным опытом коллеги воспользовался Джон Пембертон, который держал аптеку в Атланте — столице североамериканского штата Джорджия. На основе местных вин апеткарь создал свою версию вина Мариани, добавив туда, кроме кокаина, экстракт дамианы — общеукрепляющий и повышающий либидо.
Джон дал напитку имя Pemberton’s French Wine Coca и уже подсчитывал будущую прибыль…
…но уже на следующий год, в 1885-м, в Атланте и других городах Джорджии ввели «сухой закон». Пембертон срочно изменил формулу напитка: место алкоголя занял газированный сироп на основе жжёного сахара с добавлением вытяжки из орехов колы. Название тоже изменилось на более короткое и скромное — Coca-Cola.
Ну, а вино Мариани повсеместно запретили продавать только в годы Первой мировой войны.