Сначала расскажем про торпеды
Их предшественниками были брандеры – небольшие суда, заполненные горючим материалом. Они направлялись к кораблям противника. Команда брандера стремилась кошками прикрепить его к борту корабля. После этого поджигала брандер и спасалась на шлюпках.
Торпеды стали активно использоваться с появлением подводных лодок
Это оружие представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрической формы.
В головной его части размещен заряд взрывчатого вещества с устройством, обеспечивающим подрыв.
В следующем за ней отсеке расположен запас топлива. Его вид зависит от типа двигателя, установленного ближе к корме двигателя.
В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.
Принцип работы силовой установки торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневом многоцилиндровом двигателе или турбине. Возможно использование жидкого топлива (керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).
Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов при движении. Он хорошо заметен. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой.
Как торпеда наводилась на цель
Простейшим способом было программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между торпедой и атакуемым кораблем.
Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.
Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы. Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.
В Советском Союзе были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок. Примером такого вооружения может служить торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм. Ее предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.
Что представляет собой морской дрон-комикадзе, иначе безэкипажный катер
Мы рассмотрим те их них, которые состоят на вооружении ВМС Украины. Они предназначены для нанесения ударов по объектам российской береговой инфраструктуры и кораблям Черноморского флота. Их насчитывают несколько типов, близких по тактико-техническим характеристикам и боевыми возможностям.
Безэкипажный катер типа Magura V5
Длина катера составляет 5,5 м, ширина - не более 2 м. Общая масса достигает одной тонны. Внутри корпуса размещена фугасная боевая часть массой до 300 кг. Ее подрыв может осуществляться при контакте с целью или по команде оператора.
Magura V5 комплектуется бензиновым лодочным двигателем и развивает скорость до 80 км/ч. Дальность боевого применения составляет 800 км. Автономность находится в пределах 60 час.
Управление катером осуществляется при помощи операторского пульта. Нельзя исключать, что есть и режим самостоятельного следования по заданному маршруту. Оператор управляет морским дроном с помощью радиокоманд, обратно поступает телеметрия и видеосигнал с оптико-электронной системы катера. Связь с аппаратом осуществляется через спутниковую систему Starlink с шифрованием сигнала.
Безэкипажный катер типа Т-2
Он представляет собой катамаран с двумя боковыми корпусами, соединенными низкопрофильным мостом.
Длина катера около 3,6 м при ширине 915 мм при общей высоте конструкции 360 мм. Масса катера – всего 95 кг, полезная нагрузка - до 63,5 кг. Крейсерская скорость аппарата составляет 36 км/час, дальность плавания – примерно 220 км. Несмотря на ограниченный размер, подобная конструкция вмещает все нужные агрегаты и механизмы.
Безэкипажный катер ULAQ KAMA (турецкого производства)
Он имеет следующие характеристики: длина корпуса – 6,37 метра, ширина – 1,2 метра, скорость хода – более 20 узлов, дальность хода – более 200 морских миль, мореходность – до 4 баллов, масса – 1,3 тонны, из которых боевая часть или другая полезная нагрузка составляет 200 килограммов.
Беспилотные катера, по словам разработчиков, могут иметь три разных варианта управления:
- полностью автономный
- частично автономный
- дистанционный (при участии оператора)
По мнению наших специалистов, безэкипадные катера имеют следующие недостатки
Выступающая надводная часть, по которой он может быть обнаружен на поверхности моря радиолокационными станциями и постами визуального наблюдения.
Отсутствие броневой защиты жизненно важных агрегатов. Поэтому такие катера сравнительно легко поражаются огнем стрелково-пушечного оружия. При этом, как правило, возникает детонация боевой части и дрон разносится буквально на куски.
Управление безэкипажным катером может быть парализовано с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Морской дрон наводит оператор с помощью радиокоманд. Для решения навигационных задач используется спутниковый сигнал. Поэтому постановка организованных помех на этих частотах вполне возможна.
Наконец, для борьбы с безэкипажными катерами могут использоваться традиционные и давно известные боносетевые заграждения, и морские мины. Эти средства явно будут одними из самых эффективных.
Примечание:
Журналист CNN поинтересовался у одного из разработчиков украинского безэкипажного катера, насколько эффективна российская оборона против него?
«Неэффективна. Оборудование, которое у них есть на кораблях, создано от атак других кораблей. Они не могут разрушить такие маленькие дроны. Они быстрее, чем что-либо в Черном море», - так ответил разработчик, пожелавший остаться анонимным.