За последний год новостей о повышении цен на детали было много. Не так давно в Российской Газете было опубликовано интервью с коммерческим директором компании "Автодок" Виталием Колисовым о подорожании в 2-5 раз! Так ли это? Стоит ли ждать отката на прежний уровень стоимости или дальше — хуже? В цифрах и фактах разъяснил ситуацию и перспективы заместитель генерального директора ЕвроАвто Илья Плисов.
Об аналитике цен на обслуживание авто 2021-2023
Затраты на обслуживание автомобиля традиционно складываются из двух частей. Это цена на запчасти и материалы, а также на работы. Мы регулярно их мониторим и отслеживаем динамику уровня, анализируя совершенные оптовые сделки. За последний год уровень стабилизировался, а средняя стоимость номенклатуры для автомобилей востребованных брендов снижается. Для оценки используем данные Москвы и Санкт-Петербурга, однако тенденция может быть экстраполирована и на другие регионы нашей страны.
Цены на азиатские запчасти
За последний год цены на детали Hyundai-Kia в среднем снизились на 6%, Toyota — на 16%, Mercedes Benz — на 26%, для автомобилей китайских брендов — от 29% до 41%.
Аналогичная тенденция отмечена и в отношении запчастей, поставляемых через дальневосточные регионы, — снижение составило от 5 до 33% в зависимости от производителя.
Давайте подробнее поговорим о деталях из Кореи. В первую очередь это Hyundai-Kia-концерн и SsangYong. Видим, что цены на SsangYong с 21 на 22 год поднялись на 8% — на удивление незначительно. Остальные марки в этот период максимально росли и потом возвращались на свои позиции. Это небольшое изменение видим на примере 940 позиций. Часть недозаработанных денег SsangYong отыграл в первой половине 23 года. По сравнению с 2022 годом цены дополнительно поднялись на 34%.
Hyundai-Kia — это основной рынок корейских деталей. Большая часть их автомобилей за последние несколько лет вырвались вперед. Модели Hyundai-Kia занимают топ-сегмент свежих автомобилей. В 2022 году общая цена на их запчасти — а мы учитывали 13 500 артикулов — поднялась на 17% и откатилась на 6% за первую половину 2023 года.
Если посмотреть на “китайцев”, то в 2022 году был значительный рост: от 20 до 55% по сравнению с 2021-м и обратно падение на 30-40%. Фактически все вернулось на круги своя.
Поэтому сказать, что значительно подорожали даже на оригинальные запчасти, не можем. Отдельно мы анализировали цены на неоригинальные продукты. Дело в том, что можно ремонтировать автомобиль и делать техническое обслуживание не только при помощи Hyundai и Kia, но также детали других марок. И там видим примерно такой же тренд: был подъем в 2022 году и некоторый спад в 2023.
В прошлом году одной из ключевых причин повышения стоимости стали логистические издержки. Основной способ поставки — это контейнерные перевозки, которые стали намного дороже ввиду сложившейся геополитической ситуации и выстраивания новых цепочек. Однако за прошедший год основные морские контейнерные линии снизили ставки на 10-30%.
Стоимость работ на СТО
Вторая составляющая стоимости ремонта — это нормо-часы: работы, ручной труд, аренда автосервиса. Есть сложности с подсчетами по независимым автосервисам: не все они отчитываются об изменении нормо-часа. Но, по нашим наблюдениям, повышение составило от 5% до 10%, в редких случаях до 15%. Оно не меняется в зависимости от марки автомобиля, поскольку независимые СТО в большинстве своем мультимарочные. Они ремонтируют не только Корею, но и Китай, Европу — все что угодно. То, что повышение сейчас происходит и, возможно, будет происходить, очевидно.
Что касается замены масла. Масла могут стоить дорого: 2-3-4-5-7 тысяч рублей в зависимости от автомобиля, объема и дороговизны продукта. На этом рынке произошли заметные изменения. Первая четверка — Shell, Total, Castrol, Mobil — ушла. Второй эшелон — LIQUI MOLY, Mannol, Ravenol и другие — поставляется с декабря в очень небольшом объеме и фактически потерял рынок. Но их заменили турецкие, корейские, китайские и российские продукты, которые оставили уровень затрат на обслуживание примерно на том же уровне.
Получается, если проанализировать стоимость запчастей, масел оригинальных и неоригинальных, работ, то в целом ТО подорожало примерно на 10%. Это не в 5 и даже не в 2 раза. Вслед за громкими заголовками о повышении цен новостей об откате до (и почти) прежнего уровня не последовало. А он произошел. Не верите? Обращайтесь к нашим консультантам в мессенджере, и они подскажут самый выгодный вариант для покупки!