Найти тему

ГАЗ-53: Двойное сцепление на грузовике СССР - гениальное решение или излишняя сложность?

Советские грузовики - это не только мощь, надежность и неприхотливость, но еще и довольно сложная эксплуатация, к которой необходимо привыкнуть, особенно это касается техники, созданной в 50-х - 60-х годах прошлого века. Сегодня мы бы хотели вспомнить такую специфическую операцию, как так называемый двойной выжим сцепления.

ГАЗ-53 выпускался с 1961 - по 1993 г.
ГАЗ-53 выпускался с 1961 - по 1993 г.

Выпущенный в 1961 году грузовик ГАЗ-53, на нем стояла МКП, которая в свою очередь управлялась посредством рычага в полу. Если вы разбираетесь в принципах работы трансмиссии, то наверняка слышали о синхронизаторах. Они предназначены для согласования скорости вращения шестерен и вала, чтобы передача включилась. Но синхронизаторы ставили не всегда и не везде, и в этом случае как раз применялся двойной выжим сцепления.

Схема и принцип работы сцепления грузовика ГАЗ-53
Схема и принцип работы сцепления грузовика ГАЗ-53

Принцип работы данного способа следующий: например, на первой передаче во время набора скорости двигатель имеет обороты в пределах двух с половиной тысяч. Для того чтобы перейти на вторую передачу, обороты необходимо снизить до двух тысяч. Для этого делают первый выжим сцепления, включается нейтралка, обороты падают, и главное в этот самый нужный момент производится второй выжим. После чего спокойно включаем вторую передачу. Самое интересное, что на грузовике ГАЗ-53 синхронизаторы стояли только на третьей и четвертой скоростях, и там двойной выжим сцепления уже не требовался. А вот при переходе с первой на вторую приходилось использовать такой сложный, даже опасный способ переключения. Если что-то напутать, можно запросто поломать вверенную тебе машину.

Педали грузовика ГАЗ-53
Педали грузовика ГАЗ-53

Так называемый двойной выжим сцепления встречался и на других грузовиках СССР. Если у вас был опыт вождения на ГАЗ-53, поделитесь им в комментариях.

Читайте также:

Незабываемые впечатления: Почему грузовик ГАЗ-52 остался навсегда в памяти Советских шоферов?
Автолегенды СССР: история и технологии24 июня 2023
Потерянная в истории: уникальная "Шишига" ГАЗ-66, которую не решились выпускать
Автолегенды СССР: история и технологии25 мая 2023
Необычные формы кузова: уникальные черты советских грузовиков
Автолегенды СССР: история и технологии24 мая 2023
КГБ запретил это изобретение, посчитав его слишком прогрессивным
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023
За рулем Советской власти: любимый автомобиль Брежнева
Автолегенды СССР: история и технологии11 мая 2023