Некоторые модели автобусов, троллейбусов и трамваев, которые использовали рязанские предприятия, в народе (да и на самих предприятиях) были преданы забвению. Однако есть потаённые углы, где информация о том, что это ездило по Рязани, остаётся. И когда мы (и не только мы) до неё добирались, то это вызывало удивление.
В этой статье вспомним те модели общественного транспорта, которые почти никто из рязанцев и не вспомнит, когда они ездили. Также мы разберёмся, почему они были забыты.
Автобусы
Ikarus-180/556
В Рязани работали с 1970 по начало 1980-х
Из всех "забытых" моделей эти автобусы в Рязани были наиболее многочисленными. По официальным данным, в середине 70-х в автоколонне 1310 насчитывалось 24 автобусов Ikarus 180 (сочленённые автобусы) и один Ikarus 556 (одиночная версия). Между прочим, Икарус 180 - это первые сочленённые автобусы в Рязани, и ездили они на наиболее популярных и "образцовых" маршрутах (таких как 7, в Строитель, и 19, в Песочню).
В народе эти автобусы как-то не запомнились. В Рязани несложно найти человека, который помнит троллейбусы ЗиУ-5 (про воспоминания рязанцев об этом троллейбусе у нас даже было видео), ушедшие с улиц в те же годы, что и Икарус 180, а вот автобус-то и не помнят. Хотя на фоне остального транспорта того времени он сильно выделялся своими размерами и внешностью "иномарки". Да и фотографий с этими машинами до недавнего времени было немного.
ЛАЗ-4202
В Рязани ездили с 1982 по середину 1980-х
О том, что эти автобусы, которые в среде автолюбителей иногда зовут "хочу быть Икарусом", ездили по городским маршрутам Рязани, наше сообщество узнало из маленькой статьи из "Приокской правды" за 1982 год. Что характерно, ЛАЗ-4202 поступили одновременно с первыми для автоколонны 1310 автобусами "Ikarus 280".
Летом 1982 года один автобус ЛАЗ-4202 ездил в Мервино по маршруту №15. Всего в автоколонну их поступило два. А далее следы этой модели в Рязани теряются. Известно, что ранние автобусы этой модели были очень недолговечными и работали в среднем 3 года. Все данные показывают, что к 1991 году в автоколонне ЛАЗ-4202 уже не было. Фотографий этих машин на рязанских улицах нет.
Зарубежные б/у автобусы на коммерческих маршрутах
Работали с конца 1990-х до середины 2000-х
Большие б/у автобусы из других стран у рязанской коммерции не прижились. Но в какой-то момент их присутствие в городе было разнообразным: MAN из Германии, Скании из Швеции, Unicar-Pegaso из Испании и Hyundai из Кореи. И всего понемножку.
О том, что и куда ездило, известно крайне мало, так как первые годы рязанской коммерции изучены слабо. Наибольшая концентрация б/у автобусов была у таксопарка (он же РПАП-4). У них эти автобусы ездили по маршрутам 38 (Крупской - Новорязанская ТЭЦ), 54 (Новосёлов - Новаторов), 61 (в вариации от нефтезавода в Песочню, и, возможно, успели поездить по маршруту 14 троллейбуса) и 69 (Недостоево - Новосёлов, 60).
Достаточно быстро в середине 2000-х эти автобусы исчезли с линии и были заменены на ПАЗики (ещё пару лет на 54 и 69 маршрутах проездили новые НефАЗы). В отличие от соседних Владимира и Липецка, где б/у автобусы большого класса долгое время составляли основу коммерческого автопарка.
ПАЗ-3237
Ездили с 2020 по 2021 год
Сама модель производилась на заводе ПАЗ в середине 2000-х как автобус среднего класса для условий города. В основном эти автобусы с завода шли в Москву.
Обычно ПАЗик ассоциируется с чем-то устаревшим и несуразным. Ну как автобус, созданный для сельских территорий, может ездить по городским маршрутам? Впрочем, "отец современных ПАЗиков", ПАЗ-672, ездил по городским маршрутам Рязани с 1981 по 1991 годы в качестве маршрутных такси.
Но ПАЗ-3237 исключение, это вполне приемлемый вариант для перевозок в городе.
В Рязань попали довольно неожиданно. В 2019 году один автобус был замечен стоящим в каких-то дворах в Дядьково, пригороде Рязани. В начале 2020 этот автобус вышел на 98 маршрут (Новосёлов, 60 - Семчино), но долго он там не продержался. Затем объявился второй автобус этой модели, и в 2020-2021 годах эти две машины "скакали" между маршрутами 30 и 50. В 2021 году оба автобуса были проданы.
Троллейбусы
МТБ-10
Ездили с 1964 года. Когда перестали - сказать тяжело
Троллейбусы модели МТБ-10 производились на Сокольническом вагоноремонтном заводе в 1948-1953 годах. Слово "производились" тут не совсем корректно - это был капитальный ремонт с заменой кузова троллейбусов ЯТБ производства 1930-х годов. Так что с некоторой натяжкой можно сказать, что по Рязани ездили троллейбусы ощутимо старше, чем сама троллейбусная система (рязанский троллейбус был открыт в 1949 году).
В 1964 году в Рязань поступило по меньшей мере 3 б/у троллейбуса МТБ-10 из Москвы. Да, Рязань получала б/у транспорт из Москвы куда раньше, чем некоторые могли себе представить.
Данные о том, какие номера были у этих троллейбусов и сколько они проездили по Рязани - отсутствуют. Визуальных отличий от обычных МТБ-82 у них почти нет, и нельзя точно определить по фото, МТБ-82 ли это или МТБ-10.
МТрЗ-52791
Он же "Садовое кольцо". Ездил непродолжительное время в 2012 году.
В конце 2011 года в Рязань поступил новый троллейбус этой модели. В отличие от других закупок новой техники, пришёл он очень тихо и при непонятных обстоятельствах (с 2008 года троллейбусы этой модели не производились, а тут, в 2011 году, вдруг взялся новый).
После долгих наладочных работ, в июне 2012 года он вышел на линию, в основном работая на маршрутах 10, 16 и 18...
...и в сентябре того же года был отставлен от работы. МТрЗ славился "высоким" качеством своей продукции, и этот троллейбус не стал исключением. После нескольких тщетных попыток довести троллейбус до ума, его окончательно отставили, а в 2014 году продали в Брянск, где он взял...и поехал. Проездил он там достаточно долго.
Трамваи
КТМ-1/КТП-1
Рязанский трамвай - явление само по себе малоизученное, информации о нём и фотографий его работы мало. Долгое время считалось, что первые годы трамвая в Рязани по улицам ездили только вагоны моделей КТМ-2 и КТП-2 (прицепные).
В 2010 году трамвай в Рязани был закрыт, все вагоны были выставлены на продажу. Но купили только один - платформу на базе вагона КТП-1. И появилась загадка - как в Рязань попала платформа на базе КТМ-1, если трамвай в городе начинался с КТМ-2, более поздней модели?
В самом конце 2022 года наше сообщество делало небольшой ролик об истории рязанского трамвая. И когда я смотрел на немногочисленные старые фото трамваев в Рязани, то одно меня очень насторожило...
По форме переда стало чётко понятно, что на фото - пассажирский поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1! То есть эти вагоны не просто были в Рязани, но и использовались для перевозки пассажиров.
Загадка "откуда в Рязани платформа на базе КТП-1?" решилась, но появилась другая - "откуда в Рязани КТМ-1, если система была открыта через 2 года после прекращения производства этих трамваев?". Ответа на этот вопрос пока не нашлось.
Затем, весной 2023 года, при изучении архива форума tr.ru, были найдены треды 2003 года, в которых говорилось о том, что один поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1 был в Рязани, и ездил он аж до 1982 (или до 1983) года. Со временам эта информация затерялась, а теперь снова поднята из забвения.
РВЗ-6М
Ездили с 1971 года по начало 1980-х
А тут уже история наоборот - все данные есть, а фото нет.
В ноябре 1971 года "Приокская правда" сообщила о поставке в трамвайный парк 4 вагонов модели РВЗ-6М. Это были более современные вагоны, чем КТМ-1 и КТМ-2, поэтому некоторое время "новички" не работали с пассажирами, пока их изучали рязанские водители и слесари. Через некоторое время они вышли, и пассажиры их полюбили за более плавный ход и комфортные сидячие места.
По имеющимся данным, больше вагоны РВЗ-6 в Рязань не поступали, их так и осталось 4 штуки. До какого момента они проездили - также неясно. И что самое печальное - ни одной фотографии, где запечатлён вагон этой модели на рязанских улицах, нет. Есть только фото из депо, на котором есть маленький кусочек вагона РВЗ-6. Теоретически, новые вагоны могли сфотографировать для газеты "Нефтехимик" РНПЗ, но в архиве областной библиотеки есть не все выпуски.
Будем надеяться, что рано или поздно фото рязанских вагонов РВЗ-6 где-нибудь да всплывут.