В коллекции Веломузея имеется очень интересная дореволюционная фотография, на которой запечатлены три велосипедиста на своих машинах. Интрига заключается в том, что один из велосипедов в кадре явно кустарного изготовления и чрезвычайно необычен по своей конструкции.
Фотоснимок формата почтовой карточки имеет краткую подпись карандашом на обороте, дающую привязку как по времени, так и по географии съемки. Надпись гласит: «Якобштадт, 1910». Якобштадт – город в тогдашней Курляндской губернии Российской Империи, стоящий на реке Западная Двина. Сейчас город называется Екабпилс (латыш. Jēkabpils), а река - Даугава. Город имеет давнюю и богатую историю, начинающуюся с XVI века; при этом земли были населены с древнейших времен, а на противоположном берегу Западной Двины с начала XIII века стоял рыцарский замок.
Вернемся к исследованию фотографии… К сожалению, качество фотокарточки не такое уж и высокое, так что разглядеть подробно кустарную конструкцию не представляется возможным. Не факт даже, что она может считаться полноценным велосипедом, так как непонятно, имеется ли мускульный привод и как он организован. Вероятно, конструкцию скорее можно назвать «беговелом» и владелец перемещался путем отталкивания ногами от земли. Сложная конструкция в нижней части, скорее всего является просто подножкой. Судя по всему, аппарат имеет сочлененную раму, что следует из расположения руля. Колеса полностью деревянные, имеют обода очень высокого профиля и фигурные точеные спицы. Конструкция седла и элементов рамы под седлом очень странные, впрочем, как конфигурация всех остальных частей. ;-) На передней части рамы закреплена ветка дерева с листьями, что не позволяет ее рассмотреть подробно. Большинство деталей и элементов беговела изготовлены при помощи токарного станка по дереву, что наводит на предположение, что создатель машины был профессиональным столяром. Рассматривая его произведение, я пришел к уверенности, что при постройке мастер не пользовался велосипедом промышленного изготовления в качестве образца – настолько его конструкция отличается по форме и техническим решениям от классических веломашин. Вполне вероятно, что изготовитель беговела как раз и запечатлен на нем на этом фото, но уверенности у меня, конечно же, нет. Чем был этот аппарат для его владельца – утилитарным средством передвижения, своеобразным аксессуаром для привлечения внимания или образцом творческого подхода к ремеслу – неизвестно.
Рассмотрев других персонажей на фотографии и их велосипеды, я пришел к следующим выводам: люди, запечатленные на снимке скорее всего зажиточные крестьяне или мастеровые, что следует из их одежды и наличию велосипедов, весьма дорогих в то время. Веломашина слева изготовлена рижской фабрикой «Россия», принадлежавшей Александру Лейтнеру. Марку помогает определить головная табличка характерной формы и некоторые элементы конструкции. Велосипед, кстати, довольно свежий, хотя и не новый. Машина снабжена патентованной «лейтнеровской» задней втулкой со свободным ходом и тормозом. Персонаж на правой стороне снимка имеет более старую машину 1900-х годов с фиксированной передачей, вероятнее всего немецкого производства. Оба велосипеда фабричного изготовления на этом снимке имеют регистрационные номера, закрепленные на тягах переднего тормоза.
Надо сказать, что в Лифляндской, Курляндской и Эстляндской губерниях велосипедная езда уже в началу ХХ века стала настолько популярной, что клубы велосипедистов основывали даже крестьяне, о чем имеются многочисленные свидетельства прессы того времени. Местное население в массе своей жило достаточно зажиточно, так что покупку веломашины могли позволить себе даже земледельцы среднего достатка. Представленная фотография отчасти может считаться иллюстрацией этого исторического факта.
Посмотрите публикации, посвященные исследованию исторических фотографий из коллекции Веломузея: