Найти тему

Всех трактористов в России скоро заменят на роботов. Как такое возможно?

Тема беспилотного транспорта все настойчивее входит в нашу жизнь. Несмотря на высказываемые опасения, недоверие и откровенный хейт в адрес беспилотников, техника без водителей становится реальностью. Такие машины уже находят применение в горнодобывающей промышленности и на различных закрытых территориях. На прошлой неделе в Ленинградской области на трассе М-11 "Нева" дан старт движению беспилотных грузовиков.

А как обстоят дела с беспилотной техникой в сельскохозяйственной отрасли? Надо отметить, что эта тема тоже активно развивается. Примечательно, что отечественное машиностроение не осталось в стороне от актуального тренда. Компания Ростсельмаш разработала систему РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль, которая существенно улучшает и оптимизирует процесс движения трактора по полю. Замечу, что это уже не опытный образец, а серийный продукт, предлагаемый аграриям.

Попробуем разобраться, как устроена система РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль, как она работает и в чем смысл ее применения?

Система предназначена для установки на тракторы Ростсельмаш серии 2000. Ее задача – автоматическое управление траекторией движения техники при полевых работах и автоматические развороты в конце делянки. То есть трактор абсолютно самостоятельно выполняет руление, поддерживая заданную траекторию с точностью до 2,5 см. Кроме поддержания курса на прямом участке, система автоуправления способна вести машину по сложной, извилистой траектории, повторяющей контур поля, каждый следующий проход будет точно повторять предыдущий. В данном случае присутствие тракториста пока что не отменяется, но он освобождается от рутинного процесса руления, чтобы сосредоточился на качественном выполнении технологических процессов – управлении прицепным/навесным сельхозорудием и регулировке скорости движения. При необходимости человек всегда может "перехватить" управление у автоматики, достаточно лишь повернуть руль.

-2

Замечу, что РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль – не единственная система автовождения Ростсельмаш. Ранее ростовские машиностроители внедрили на своей технике систему РСМ Агротроник Пилот 1.0, однако она требует достаточно серьезного вмешательства в конструкцию трактора – интеграцию в гидравлическую систему рулевого управления. Одно из преимуществ "электроруля" – простота установки. В отличие от гидравлики электрический привод не требует специальной подготовки машины, исключает вмешательство в штатные магистрали.

-3

Комплект оборудования РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль включает 4 антенны (2 антенны ГНСС, 3G и радио); руль с электромотором, монтируемый непосредственно на рулевую колонку; планшет (блок управления, совмещенный с монитором); датчик инерциальной системы (положения машины в пространстве крен/тангаж) и электропроводку. Монтаж комплекта силами специалистов дилерских центров занимает всего 3-4 часа. Сразу после установки и калибровки, на которую уходит порядка 20-30 минут, трактор готов к работе.

-4

Чтобы "электроруль" вел трактор по строго намеченному маршруту в пару ему полагается базовая станция RTK, которая обеспечивает передачу скорректированного сигнала высокой точности, полученного от спутниковой навигации. Система автоуправления обеспечивает устойчивое движение трактора с высокоточными поправками на расстоянии до 5 км от базовой станции RTK, сохраняя точность траектории до 2,5 см. От одной станции RTK могут работать несколько тракторов, но только при условии, что не будет превышена 5-километровая дистанция между трактором и станцией RTK.

-5

Перед выходом на рынок система РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль прошла испытания и точную настройку для тракторов Ростсельмаш серии 2000 на различных полевых работах: боронование, вспашка, посев и культивация. Корректная работа системы подтверждена более чем 300 часами работ в холдинге "Урал Дон" Ростовской области.

Новая система автовождения на практике подтвердила снижение трудоемкости полевых операций до 60%. Благодаря ей значительно снизилось количество пропусков и перекрытий, повысилась топливная экономичность, а работа в условиях плохой видимости и в темное время суток стала гораздо эффективнее.

-6

А теперь самое интересное – какую финансовую выгоду могут принести все эти инновации?

Допустим, мы агрегатируем трактор с бороной/дискатором/культиватором/сеялкой рабочей ширины захвата в 12 м. Также мы "цепляем" к нему прицепной опрыскиватель с шириной штанги 24 м. Предположим у нас есть поле размером 4800х3000 м, то есть площадь угодья составляет 1440 га. На практике ширина обработанной полосы получается меньше, чем ширина сельхозагрегата. На тракторе без автоматической системы управления перекрытие составляет порядка 30 см, с "электрорулем", с учетом обеспечиваемой точности траектории в 2,5 см, исключается 27,5 см перекрытия за каждый проход. При заданных размерах поля трактор с "электрорулем" делает на 10 проходов меньше. Даже если принять, что величина перекрытий на опрыскивании будет такой же, как на почвообработке, дважды обработанная площадь составит 14,2 га без системы автовождения и 1,5 га– с "электрорулем".

С учетом стоимости семян озимой пшеницы 1-й репродукции 15 руб./кг и норме высева 200 кг/га, стоимость перерасхода с перекрытием 30 см при посеве составит 105.300 руб., при посеве с перекрытием 2,5 см – 10.800 руб. Таким образом экономия с РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль будет 94.500 руб. При комплексной обработке средствами защиты растений экономится еще 34.382 руб. Плюс "набегает" экономия на горючем при дисковании, культивации, севе озимой пшеницы и обработке СХЗР в размере 29.368 руб.

То есть по скромным подсчетам с системой автоуправления экономия с РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль всего лишь на нескольких операциях при обработке 1440 га можно сэкономить порядка: 94.500 + 34.382 + 29.368 = 209.012 руб.

Самостоятельный расчет можно сделать на калькуляторе экономии на сайте Ростсельмаш: https://rostselmash.com/economy-calc/

-7

Кстати говоря, на прошлой неделе трактор Ростсельмаш 2400, оснащенный системой автоуправления РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль, установил рекорд в номинации "Самая большая площадь культивации трактором мощностью до 450 л.с. с системой автоуправления за 24 часа в России". Ровно за сутки машина обработала 494,9 га на культивации паров. Рекорд поставлен на землях хозяйства "Калининское" в селе Покойное Ставропольского края. Трактор работал с тяжелым культиватором R-1480 шириной захвата 14,9 м. Старт был дан 14 июня в 12.00 мск, финишировала машина 15 июня в 12.00 мск. На протяжении всего времени велась видео- и фотофиксация. Мероприятие проходило в сложных условиях. Днем из-за сильной жары и ветра наблюдалась сильная запыленность: не было видно ни культиватора, ни разворотной полосы. Ночью же начался дождь и гроза. В этих погодных условиях система автоуправления с электрорулем выручала и позволила достичь высокого результата.

  • Что думаете об автопилоте? Пишите в комментариях.

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".