Российские погрузчики. Правда ли, что они конкурентоспособны?

3,3K прочитали

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов. О том, как на предприятии в дополнение к традиционной продукции – агрегатам для автомобильной, тракторной и других машиностроительных отраслей – освоили выпуск широкой линейки вилочных погрузчиков и коммунальной техники под брендом СИЛАНТ. Тогда я увидел погрузчики на разных этапах производства, на этот раз на выставке СТТ Expo 2023 мне довелось познакомиться с различными вариантами – от самых легких машин до тяжелых, грузоподъемностью от 1,5 до 5 т, моделями с дизельными, электрическими и газобензиновыми двигателями.

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов.

Почему ЧЗСА взялся именно за вилочные погрузчики? Дело в том, что до событий 24 февраля 2022 года российский рынок данного типа машин составлял порядка 18 тыс. единиц в год. Из них менее 2% приходилось на технику отечественного производства, причем, в значительной степени, это были "конструкторы", собранные из импортных комплектующих. Теперь европейские и японские производители ушли из России, а это порядка 50% рынка, остались лишь китайские и отчасти южнокорейские бренды. Таким образом, потенциал для наших машиностроителей очень высокий.

В настоящее время наиболее высокая доля локализации у дизельных погрузчиков СИЛАНТ– порядка 80%. Все они соответствуют постановлению правительства РФ № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Все металлоконструкции завод делает сам – шасси, кабину, подъемное устройство, защитное ограждение, противовесы и т.д. В короткие сроки удалось освоить выпуск собственных управляемых мостов, а также педальный блок, рулевую колонку, панели рулевой колонки, электрические компоненты. Дизельные двигатели – минские: ММЗ Д-243, MMZ 4DT, MMZ 4D и MMZ 3LDT. Гидравлика – отечественная. Приборные панели – белорусские. В 2023 году будут запущены в серию собственные ведущие мосты для всей линейки погрузчиков. Локализация производства гидромеханических трансмиссий намечена на 2024 год. Для электрических погрузчиков тяговые электродвигатели начнут выпускать уже в этом году.

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов.-2

Ну, а теперь самое интересное: сколько стоят погрузчики СИЛАНТ? Есть ли у них преимущества перед импортной техникой? На эти, прямо скажем, не слишком удобные для производителей вопросы, специалисты ЧЗСА предоставили мне любопытные выкладки.

Для сравнения была сделана выборка дизельных погрузчиков по стране происхождения – Япония (2 марки), Китай (3 марки) и наш СИЛАНТ. Рассмотрены четыре сегмента грузоподъемности – 1,5-1,8 т, 2-2,5 т, 3-3,5 т и 5 т. Источниками информации служили руководства по эксплуатации, официальные прайс-листы, тематические исследования рынка ID-Marketing, техническая документация заводов-изготовителей, другие открытые источники информации. Временной период исследования – февраль-март 2023 года.

Так, в категории 1,5-1,8 т средняя цена японской техники составила 4,8 млн руб., китайской – 1,3-1,8 млн руб., СИЛАНТ – 2,4 млн руб. Чтобы не утомлять обилием цифр пропущу две категории, так как соотношение цен примерно одинаково, и покажу цены по 5-тонникам: японцы – 9,6 млн руб., китайцы –3,5-4,2 млн руб., СИЛАНТ – 4,5 млн руб. Очевидно, что СИЛАНТ попал в среднюю ценовую категорию – вдвое дешевле японцев, но дороже китайцев.

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов.-3

Так что ж, окончательный выбор за китайцами? Вот тут не все так просто и однозначно. Есть такой показатель, как стоимость владения. Этот показатель помогает оценить расходы в течение периода эксплуатации до достижения срока капремонта погрузчика. Стоимость владения складывается из цены покупки нового погрузчика, расходов на плановое техобслуживание, на ремонты во внегарантийный период и на топливо. Также учитывается назначенный производителем срок до капремонта, продолжительность гарантийного периода и остаточная стоимость погрузчика при его реализации на вторичном рынке по достижении срока капремонта.

Для того чтобы получить сопоставимые цифры по разным моделям погрузчиков расчетная стоимость владения приводится к моточасам, то есть сколько тех или иных расходов приходится на один моточас. Количество моточасов берется из срока эксплуатации погрузчика до капремонта.

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов.-4

Итак, какие результаты дал анализ сравниваемых показателей.

В сегменте грузоподъемности 1,5-1,8 т стоимость владения (с НДС), приведенная к одному моточасу, у японских погрузчиков составила 900-912 руб., у китайских – 746-848 руб., у СИЛАНТ – 649 руб.

В сегменте грузоподъемности 2-2,5 т следующие результаты: японцы – 938-950 руб., китайцы – 774-854 руб., СИЛАНТ – 668 руб.

В сегменте грузоподъемности 3-3,5 т: японцы – 977-980 руб., китайцы – 768-876 руб., СИЛАНТ – 682 руб.

В сегменте грузоподъемности 5 т: японцы – 1209-1223 руб., китайцы – 1088-1327 руб., СИЛАНТ – 1024 руб.

Еще интересный момент. Одной из характеристик стоимости владения дизельным погрузчиком является расход топлива. На ЧЗСА провели эксперимент согласно расчетной формуле расхода топлива на погрузчике СИЛАНТ грузоподъемностью 3,5 т. Погрузчик оснащен двигателем ММЗ 4DT мощностью 46 кВт (62,5 л.с.), с удельным расходом топлива 260 г/кВт*ч. Теоретический расход топлива для погрузчика с этим двигателем, в зависимости условий работы, колеблется от 4,7 л/час при 25% нагрузке, до 14 л/час при 100% нагрузке.

Прошлой осенью я рассказывал о своей поездке на Чебоксарский завод силовых агрегатов.-5

Для получения практических показателей были произведены реальные замеры расхода топлива при эксплуатации погрузчика по циклу VDI. Что такое VDI? Это когда погрузчик с номинальной нагрузкой (70-80% от максимальной) за 1 час должен 40 раз преодолеть расстояние в 30 метров туда и обратно, а в начальной и конечной точках должен поднимать груз на 2 метра. Таким способом определяется средний расход топлива в л/ч.

В результате проведенных замеров средний расход топлива у погрузчика СИЛАНТ грузоподъемностью 3,5 т составил ровно 4 л, что гораздо лучше расчетных показателей и на 30% ниже, чем у конкурентов в том же классе.

Если статья была для вас полезной, дайте знать лайком.

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".