Найти тему
ВОЛКИ ШОУ

Как не облажаться в Ресторанном бизнесе и общепите в Сочи. 60% зашедших в этот бизнес уходят в ноль или еще хуже, остаются должниками.

Рассказываю историю из жизни, которая привела к потере 5 миллионов и очереди вышибал из должника.

В недалеком 2018 году мой приятель ресторатор (далее Паша: Паша - это вымышленное имя взамен настоящего) из Самары (город тоже вымышлен взамен настоящего), решил зайти в ресторанный бизнес и заработать денег в Сочи на кафе-ресторане. На тот момент он имел стабильный небольшой доход с доли от кафе в Самаре, любил путешествовать по миру, имеет четверо детей и молодую красавицу жену. Скажу прямо, он не новичек в этом бизнесе и поэтому ему не составило труда найти Инвестора который ему смог предоставить деньги на сезонный проект. Ведь это почти без проигрышный вариант, вложиться в такого человека и к тому-же имеющего свои связи в городе Сочи, по мнению на тот момент Инвестора.

Как работает сезонный бизнес в Сочи? А именно ресторанный и гостиничный (про гостиничный бизнес будет отдельная статья, не пропустите, просто подпишитесь)

Арифметика простая: 90 рабочих дней за летний сезон - расходы и налоги = доходы. Эта формула является самая универсальная, с нее мы и начнем.

Бздыхи т.е. отдыхающие на местном жаргоне, начинают потихоньку заезжать в Сочи в Апреле, в середине мая поток увеличивается по экспоненциа́льной до 15 июля и потихоньку спадывает наплыв туристов (ради которых стоит рабоатать не всему сезонному бизнесу) до конца сентября. Итого мы имеем 5,5 месяцев и 165 дней, минус 75 дней работающих не на полную с маленьким потоком туристов, равно 90 полноценных дней работающие на всю катушку и приносящие максимальную отдачу для бизнеса. По сути 3 месяца и в эти 90 дней, сезонный летний бизнес зарабатывает на отдыхающих за текущий год.

Итак, вернемся к Паше.

Воодушевленный своей затеей открыть кафе-ресторан, с багажом опыта в этом бизнесе, Паша берет 5млн у Друга Инвестора и едет со своей семьей в Сочи реализовывать бизнес-проект.

Первым делом, надо найти в аренду само заведение и модернизировать его, под себя. Чем дешевле обойдется ремонт, тем лучше для вас. Ибо ремонт Вы потом с собой не заберете при закрытии сезона. (Если проект окажется убыточным вы на это место не вернетесь) С помощью местных друзей которые не работали в этом бизнесе, Паша находит то самое место. Место кафе, находилось в курортном городке на первой линии вблизи у моря в Адлере. Соответственно там-же рядом, снимает жилье в таунхаусе что очень удобно. До работы 2 минуты пешим ходом, красота.

Как работают местные предприимчивые люди имеющие в собственности коммерческую недвижимость.

Ответ очевиден, они ни как не работают. Они просто ее сдают в аренду на сезон, если это сезонная земля или недвижимость. Круглогодично если есть спрос соответственно. По сути, вы можете даже палатку сдать в аренду, если на нее будет спрос как и везде в любом другом бизнесе. Зачем заморачиваться на суете, когда можно просто сдать и забрать минималку. Чем суетиться весь сезон как в белка в колесе и заработать при лучшем сценарии на 50%-70% больше. При худшем сценарии - 50% от суммы сдачи в аренду. Поэтому закладывается средняя и вы имеете обоснованную цену для сдачи в аренду. Естесственно в цену закладывается возможность заработать арендаторам. Условно, для Паши цена такого вопроса а именно места под кафе, встала 1,3млн. на летний сезон и у него есть 1 месяц в запасе для его подготовки.

В принципе, я понимаю что подталкнуло Пашу на следующий шаг. Так это то, что он посчитаел на тот момент запас кеша. Чем он решил воспользоваться. А именно, взял в аренду еще и пляж. Пляж к сожалению находился не напротив кафе, а совершенно в другом месте, конкретно в Хосте. Цель проекта: разложить шезлонги с зонтиками, поставить бар. Снимать выручку с аренды шезлонгов и продажи напитков в баре. Вполне логично, многие так делают. К этому проекту мы вернемся чуть позже, сейчас возвращаемся к кафе. Месяц до старта - скоро Формула-1

Наружное пространство.

В этот период нанимаются работники-ремонтники в кафе для реконструкции внутреннего ремонта помещения и прилегающей к ней территории. Кафе с собственной прилегающей территорией прямо в парке. На ней имеются беседки, и практически полностью небо над ней покрыто растительностью. Это позволяет находиться не под открытом солнцем а прятаться в тени. Для большего кайфа, Паша воплощает над этим пространством итальянское оборудование под названием мелкодисперсное распыление воды. Через фильтра и мощный насос, с помощью аппарата который стоит как жигули подается вода по патрубкам высокого давления в распылители. А через них по заданному интервалу распыляется кристально чистая вода. Вода настолько мелкодисперсная, что когда она на вас распыляется вы ее не ощущаете, ощущаете лишь прохладу и влажный воздух. Тема первоклассная и дорогостоящая. (но мой вам совет, если Вы столкнетесь с ним и будете ставить. Ставьте ее в закрытые помещения ибо на улице нет того Вау эффекта) Для пущего эффекта Паша решил сразу убить два зайца. Чтобы мелкодисперсную водную пыль разогнать по периметру по спирали, были приобретены потолочные вентиляторы с освещением. И вентилятор над головой и свет. Так-же была приобретена новая ротанговая мебель. Столы и стулья. И чтобы ночью не было сюрпризов, был возведен по периметру деревянный забор, а так-же перегородки внутри парковой территории кафе из обрешеток, перголы. Все было окрашено в белую морилку что придало заметности и изящества от вроде-бы простых вещей. Так-же были поставлены 2 кресла качалки и фишка для детей: надувная батутная горка! высотой 5 метров.

Внутреннее помещение.

Внутри были перекрашены стены, одна сторона витражная от потолка в пол со сотороны наружнего пространства. На этой части кафе возле витража расположился бар с барной сойкой по периметру примерно 4*4 метра. Внутри 2 ледогенератора и морозилка, холодильник, мойка, кофе-машина. С противоположной стороны размещался вход со стороны главной улицы со стороны моря. Там размещалась мангальная с окном на улицу. Со стороны входа по левую руку разместился шведский стол с едой. Естественно в заведении имелось помещение для кухни и управляющего. Свой туалет по левую руку со стороны входа. Так-же нашлось место для отдела мороженного. Он расположился с торца по правую руку центрального входа и имел свой личный вход с уличной стороны. Потрясающе. Все внутреннее пространство было заполнено все той-же новой ротанговой мебелью. Помимо всего этого, была приобретена новая газовая печь для пиццы весом в полтонны. (жрет много газа, если у вас нет прямого подключения к газовой трубе, лучше стоит отказаться от этой печи) Она расположилась во внутренней прилегающей территории в отдельном помещении.

В целом, уклон был сделан на средний чек 2000р и этого оказалось много для текущего туриста в таком изысканном месте.

Персонал.

Так как Паша не новичок в этом бизнесе, у него имеются свои люди. Свои бармены, официанты, повара и управляющие. Он сделал ставку на них. Они профессионалы своего дела. (к слову, некоторые повара из них сейчас работают в престижных ресторанах города Сочи) Так что к качеству подачи блюда, претензий нет и быть не может. Арендовал жилье, оплатил им всем билеты и они приехали практически на все готовое. По факту к тому времени надо было проработать некоторые нюансы и меню. И самое главное не надо было железобетонно платить заработную плату. Ибо в основном в Сочи, работникам ресторанного бизнеса оплачивается зарплата по ежедневной ставке.

Работа.

Итак, День открытия а народа нет. Нет народа просто потому что нет сильного наплыва туристов. Да сейчас проходит Форула-1 но ведь она проходит в олимпийском парке а не в курортном городке. Есть клиенты а их мало. Большинство заходит и уходит. Это те клиенты, которые считают все до копейки - нищеброды. Они идут в 20 метрах от кафе и покупают пирожки с картошкой. А те кто хотят перекусить идут в столовую. И знаете что, в столовых большая часть потенциальных клиентов и осела. Средний чек в столовой 600-700 рублей за обед на двоих. Вот и считайте. Кафе понесло убытки прямо на старте и перейти в режим общепита у Паши не было желания и сил.

Перейдем на пляж.

Пляж был арендован, был один нюанс. Были приобретены совершенно новые шезлонги с зонтиками и дорожки. Стал вопрос о проработке бара и возник один нюанс - нет электричества. По всей видимости - арендодатель пообещал проработать этот вопрос, а именно сделать тех-условия. Он помог конечно, и совершенно бесплатно. Только вот тех-условия в цене оказались стоимостью в 1миллион рублей. Конечно, ради бара который не отобьет эти деньги эта затея провалилась. Остались шезлонги. Печальные известия пришли в середине июня, когда разбушевалась непогода и шторм. По какой-то причине работников того самого пляжа разломала непогода половину пляжной мебели. Это было продолжение черной полосы для Паши. Пляжный бизнес на этом окончился.

Итоги.

Весь персонал уехал домой как и приехал, ни заработав ни копейки с пустыми карманами. Все деньги Паши ушли на аренду, новую мебель, новую технику для кафе и бара и прочие расходы. Паша влетел на 5 млн.

Что оказалось не так.

Не то место для реализации этого проекта. Не тот контингент туристов. Вполне возможно, вместо кафе зашла бы обычная столовая с недорогим чеком. Как правило средний чек в столовой Сочи = средним чеком кафе в провинциальном городишке. Так что правило номер один для ресторанного бизнеса - выбор места вполне очевиден. Есть правда один нюанс, поток контингента проходящего по этому самому месту.

Здесь делаются деньги на бирже, подробнее: https://t.me/MarketCach