Найти тему
Лиса Рулит

Как продлить жизнь автомобилю, и при чем тут система охлаждения?

Сразу перечислю основные пункты, которые в идеале мог бы соблюдать рядовой автовладелец, если не меняет машину каждый год, а хочет, чтобы его автомобиль мог служить ему на протяжении многих лет.

· Своевременная диагностика и техобслуживание,

· Покупка и применение только оригинальных запасных частей,

· Замена технических жидкостей в установленные сроки или заблаговременно,

· Подбор технических жидкостей в соответствии с рекомендациями автопроизводителей из руководств по эксплуатации,

· «Щадящая» эксплуатация транспортного средства,

· Бережное хранение в гараже.

Но мы все прекрасно понимаем, что подобный идеальный подход требует достаточно высоких капиталовложений, времени и не всегда возможен в принципе. Тем более, сейчас крайне популярно покупать бывший в эксплуатации автомобиль с недавно «слетевшей» гарантией. Неизвестно, как к такому «кратковременному другу» относился его первый владелец, и какие проблемы машины пока явно незаметны, но могут дать о себе знать уже в ближайшее время.

Зачастую в такой короткий срок владения автомобилем не успеваешь столкнуться с многими вариантами износа тех или иных деталей и узлов автомобиля: тормозные диски (тормозная система в целом), амортизаторы, выхлопная труба, коробка передач, топливный фильтр, турбокомпрессор, водяная помпа и др. Подобные «подарки» чаще можно встретить на авто с большим пробегом или на авто сменившего двух и более хозяев.

Но есть некоторые проблемы, которые могут неожиданным образом повлиять на работу автомобиля вне зависимости от того, новый автомобиль или старый: самый простой и понятный всем вариант — некорректно подобранное моторное масло, которое просто не будет в вашем автомобиле корректно выполнять свои функции в течение всего планируемого срока его эксплуатации. Более сложными для осознания и принятия являются похожие проблемы, связанные с системой охлаждения двигателя.

Самые частые проблемы:

· «забитый» радиатор печки,

· течь патрубков/шлангов и из-под помпы,

· частые перегревы двигателя или потребность в регулярном доливе антифриза.

Все перечисленные симптомы – чаще всего результат неправильного подбора или некорректной эксплуатации охлаждающей жидкости. Попробую немного расписать, что конкретно и из-за чего происходит.

-2

«Забитый» радиатор печки»

Классика: зима, ночь, трасса, -30 за бортом, а в салоне температура не многим выше нуля. Не греет печка. Глобально это может происходить только по одной причине – по радиатору печки не циркулирует нагретая двигателем охлаждающая жидкость. В большинстве случаев это происходит из-за того, что радиатор забивается чем-то, что-либо блокирует каналы циркуляции или не срабатывает заслонка, которая ограничивает поток жидкости по контуру (электрика, те же мех. примеси, окисление).

Что может забить радиатор? Например, некогда растворенные в охлаждающей жидкости соли. Это могут быть «присадки» а может быть и базовая основа дешевой охлаждающей жидкости: противогололедный реагент, поваренная соль, дешевый консервант, добавленные в огромных количествах, чтобы сэкономить и минимизировать ввод этиленгликоля в продукт. Ввиду поверхностных процессов или из-за избыточной концентрации соли могут начать выпадать в виде малорастворимых кристаллов и оседать в застойных зонах или в «сужениях» потока, коими и являются радиаторы. Могут быть и другие причины. Последствия серьезной коррозии или неудаленные остатки флюса в дешевых радиаторах (об этом можно будет написать подробнее в другой раз).

-3

«Течь патрубков/шлангов и из-под помпы»

Этиленгликоль и вода – по своей натуре, растворители, от этого никуда не деться. Вода универсальный растворитель для большинства солей (в том числе и для применяемых в составе ОЖ присадок). Этиленгликоль же, в свою очередь, взаимодействует с большинством применяемых в автомобильной промышленности резинотехнических изделий, вызывая их «старение» и разрушение. Из-за этого некоторые виды резин не применяются в автомобилестроении и при проектировании инженерных систем, где должны работать теплоносители на основе этиленгликоля. Если говорить проще, старение вызывается постепенным вымыванием пластификаторов. Чтобы это замедлить, в состав качественных охлаждающих жидкостей включаются дополнительные компоненты.

«Частые перегревы двигателя или потребность в регулярном доливе антифриза»

Перегрев происходит в следствие того, что количество выработанного двигателем тепла не может в достаточном количестве «утилизироваться», то есть когда отвод тепла недостаточный. Тут снова может быть несколько причин: часть площади радиаторов не работает / «забито», не работает принудительный обдув радиатора (вопрос к электрике, почему не срабатывает) или некорректно подобрана охлаждающая жидкость.

Как видите, во всех вариантах одну из главных ролей играет качество и правильный подбор охлаждающей жидкости. Остановимся на этом вопросе подробнее. Основное свойство антифриза не защита двигателя от «переохлаждения» в зимний период, а именно утилизация избыточного тепла от двигателя или, как сейчас модно говорить, «термоменеджмент» автомобиля (это с учетом поддержания комфортной температуры в салоне или оптимальной температуры «батарей» в случае электромобилей).

-4

За данную функцию в антифризе отвечает соотношение гликоля и воды в составе. Чем больше гликоля – тем хуже охлаждение, чем больше воды, соответственно, тем лучше теплоотвод. Недаром в ряде автоспортивных соревнований для охлаждения двигателей разрешено применять только воду. И в малой энергетике на огромных стационарных двигателях также применяется вода с противокоррозионной/противокавитационной присадкой. Таким образом, если соотношение гликоля и воды будет нарушено или антифриз подобран не по региону применения, двигатель не будет охлаждаться так, как нужно. В итоге - закипание и перегрев.

Стоит еще отметить, что, если у вас контур охлаждения по тем или иным причинам перестал быть герметичен, то у вас на регулярной основе будет «уходить» некоторый объем антифриза. В принципе, в небольших количествах это нормальное явление и для качественного антифриза. В состав ОЖ входит вода, а она при достаточно высоких температурах переходит в состояние пара. Когда давление в системе циркуляции превышает критическую отметку, клапан крышки бачка сбрасывает избыточный пар. Другой вопрос, если вы при замене или доливе антифриза отдали предпочтение самым дешевым продуктам на рынке, в которых вопреки информации на этикетках в составе могут быть легкие спирты, которые начинают «парить» раньше, чем вода. Тогда может «улетать» сразу большой объем жидкости. Также легкие спирты зачастую крайне агрессивны по отношению к алюминию (из которого делают радиаторы, головки блока и т.д.) и мало того, что они не будут выполнять свою основную функцию, так еще и в короткие сроки могут нанести вред узлам системы охлаждения.

Таким образом, для того, чтобы застраховать себя от ненужных проблем с системой охлаждения и продлить эффективную жизнь двигателя, лучше всего проходить мимо самых дешевых продуктов на полке. Антифриз заливается не на недели и даже не на 1 год, а минимум на 3-5 лет. Для того, чтобы контур охлаждения в такой длительный срок работал как часы, без сбоев и дополнительных вложений, нужно выбирать только проверенные антифризы, с качественными пакетами присадок, от надежных производителей с репутацией. Без зазрения совести, смело могу прорекламировать конкретную марку – антифризы Coolstream. Много лет с ними знакома, изначально они импортировали присадки из Бельгии и здесь смешивали их с этиленгликолем и водой, но сейчас уже рецептуры этих пакетов при поддержке европейских партнеров локализованы и синтезируются тут самостоятельно. Сейчас у них, по сути, лучшие присадки на российском рынке, которые действительно обеспечивают надежную и долговечную защиту двигателя от коррозии и кавитации. При этом Coolstream продолжают работать с автозаводами, производят оригинальные продукты для KIA/Hyundai (единственные с официальными допусками, кстати), поставляют антифриз на тульский завод HAVAL и т.д. В общем, искренне рекомендую. Да, еще хорошая новость для владельцев китайского автопрома, у Coolstream в линейке недавно появился специализированный OEM-продукт для китайских двигателей – антифриз Coolstream CHN.

Авто
5,66 млн интересуются