Я учитель. В нашем регионе ЕГЭ ввели ровно 20 лет назад, и все эти годы моя профессиональная деятельность неразрывно связана с данным типом экзаменов: готовлю выпускников по своему предмету, как эксперт проверяю экзаменационные работы, являюсь организатором в аудитории. Вот и завтра-послезавтра я опять пойду на ЕГЭ в качестве организатора в аудитории. Какие мысли навевает мне эта тема?
Вспоминаются мои школьные годы. Мы в 10м классе (по новой классификации сейчас это 11й класс). Предэкзаменационная пора. Школа гудит, как улей. Нам предстояло сдавать 8 предметов: русский язык, литературу, математику, историю, обществоведение (так раньше называлось сегодняшнее обществознание), химию, биологию и один предмет на выбор - я выбрала свой любимый английский. По каждому предмету 50 вопросов, 25 билетов, по 2 вопроса в каждом. Мы каждый день ходим на предметные консультации, заведены общие тетради для записи ответов на вопросы, в поте лица готовимся по билетам: решаем примеры и задачи, учим теорию, запоминаем формулы, тренируемся писать сочинения. Одним словом, усиленно готовимся к испытаниям. Мы на высоком эмоциональном подъёме. Для нас экзамены - своего рода тест на зрелость и взрослость, мы чувствовали себя свободными и самодостаточными, ещё немного - и мы выпускники средней школы! Взрослые люди, независимые и гордые. Экзаменов практически не боимся, в 8 классе мы уже их сдавали. Поэтому сейчас надеемся только на свою память, удачу, везение и юность. Ведь она, как известно, бесстрашна и смела.
В день экзамена мы приходим нарядными: белые банты, белые фартуки, белые гольфы. Мальчики в белых рубашках.
Многие девочки приносили ещё и цветы. Помню, что в вазах на столе у экзаменаторов стояли ароматные розы, душистые пионы. Июнь был в самом разгаре и это цветочное великолепие ещё больше подчёркивало торжественность события.
В середине экзамена по письменному русскому языку (мы писали сочинение 4 часа) нас по группам вызывали в школьную столовую и кормили вкусным обедом, который готовили родители своими руками. Разве не прелесть было испробовать домашний борщ, пюре с котлетой, испить прохладный компот и потом с новыми силами возвращаться на экзамен? После сытного обеда (но всё же думаю, что после банального отдыха и смены обстановки) думалось лучше и казалось, что можешь горы свернуть!
Что мы имеем сейчас? Я специально пишу "мы", так как требования к учителям во время проведения ЕГЭ так же строги, как и к ученикам. Нам не разрешается выходить из аудитории (не смотря на наличие двух видеокамер и присутствие ещё одного организатора). Если уж очень приспичило, нужно вызвать внеаудиторного коллегу из коридора, оставить его вместо себя и только тогда можно покинуть аудиторию. По положению, организатору КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО находиться одному в кабинете. Также не разрешают есть (ну ладно, соглашусь, что это некорректно). А вот пить?! В самую жару, да ещё в нашем южном засушливом регионе! А если у кого-то повышенное давление или сахар? Увы и ах! Бутылочки с водой нас просят оставлять в штабе (который может оказаться совершенно на другом этаже), и когда захочется пить, нужно опять действовать по уже известному алгоритму: вызываешь внеаудиторного, он остаётся в аудитории, а ты уходишь, пьёшь, потом опять возвращаешься. Внеаудиторный уходит и приступает к своим непосредственным обязанностям. Слишком много протокольных действий из-за таких, по сути, мелочей. Вы не находите?
Что касается учеников, то это вообще - туши свет, кидай гранату. Вот с этим списком запретов я согласна:
Но мне непонятно, зачем в пункт проведения экзаменов (ППЭ) детям нужно приходить за час-полтора до начала, а потом бесцельно сидеть, маяться и даже засыпать в ожидании? Почему им строго-настрого запрещено передвигаться по ППЭ одним и идти в туалет без сопровождения взрослых? Даже если экзамен ещё не начался? А знаете ли вы, почему самый продолжительный экзамен сейчас длится 3 часа 55 минут и ни минутой больше? Для несведущих открою маленький секрет: если бы экзамен шёл 4 часа, то по положению, в таком случае необходимо кормить детей. А подобные расходы государство нести не намерено. Смешно, не правда ли? На камеры, металлоискатели, тонны бумаг для распечатки экзаменационных материалов деньги есть, а вот на комфорт детей нет и не предвидится. Как тут не вспомнить известные строки Лермонтова: "Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно!"
Можно ещё много перечислять эти недоуменные "зачем" и "почему", а также сомнительные и не всегда логичные моменты, связанные с ЕГЭ. Но вот из таких досадных нюансов и складывается общее представление, которое дискредитирует саму систему ЕГЭ в глазах детей и их родителей. Да и нас, учителей, чего уж...
Но самое страшное даже не это. Уже в 10-11 классе буквально на каждом уроке речь идёт о пресловутом ЕГЭ, информация нагнетается, дети становятся беспокойными и неврастеничными. И, как результат, вот такая неутешительная статистика:
Есть повод задуматься. Сравнить. Вспомнить и взять на вооружение хорошее. Избавиться от вредоносного.
Заканчивая свой рассказ, хочу вспомнить один маленький, но показательный штришок. Моя мама, учитель математики, всегда приносила свежую клубнику в дни проведения экзаменов и ставила её на блюдечке возле вазы с цветами. То ли для цветочно-фруктового антуража, то ли для создания праздничной атмосферы, то ли просто для угощения коллег-экзаменаторов, с которыми ей приходилось сидеть несколько часов на экзамене. Сейчас уже не спросить у мамы.
Как бы мне хотелось, чтобы для современных школьников экзамены были с "привкусом" чего-то приятного и комфортного, светлого и спокойного. Как это было раньше.