Найти тему

Велосипед: купить готовый или собрать самому?

У человека, желающего обзавестись велосипедом, есть два варианта: первый - простой, купить готовый, полностью укомплектованный вел. И второй – замороченный – собрать велосипед самому из компонентов. Попробую оценить преимущества самостоятельной сборки.

Комплектация. К сожалению, ассортимент российской велосипедной розницы крайне скуден. Наблюдается сильный перекос в ультра-бюджетный сегмент. Большая часть представленного – горные велосипеды (MTB) категории «Ашан-байк». Шоссейников, гравийников, турингов – очень мало.

Если человек точно знает, что ему нужно или у него чуточку нестандартные предпочтения – найти соответствующий им велосипед в продаже – будет практически нереальной задачей.

Комплект для сборки велосипеда
Комплект для сборки велосипеда

В результате некоторые покупают велосипед не до конца удовлетворяющий их пожеланиям и начинают его модифицировать, заменяя компоненты на более подходящие. Не самый оптимальный вариант - куда деть снятые комплектующие? Если всё равно приходиться возиться с железками, искать в продаже отдельные компоненты и выполнять функции механика – не проще ли тогда просто собрать велосипед самому?

К примеру, наш друг недавно писал, что собрал себе велосипед на гравийной раме, с динамовтулкой в переднем колесе и планетаркой сзади. Интересная комбинация. Но, очевидно, такой готовый велосипед он бы никогда не нашёл. Вообще велов на планетарке или с ременной передачей «днём с огнём» в РФ не найти.

Гревел на планетарке с динамовтулкой и ножным тормозом
Гревел на планетарке с динамовтулкой и ножным тормозом

Я тоже собирал себе гравийник сам, заказав компоненты на Али. Хотел систему 1х11, 700с, раму на осях, внутреннюю проводку тросов, колёса под бескамерку, каретку PressFit, по максимуму карбон (всё по последней моде). Что-то похожее в продаже было – но хоть в паре пунктов, но не то. Полного соответствия так нигде и не нашёл (про ведущую звезду на 42Т и шатуны 172,5 я уже молчу). Покупать же по принципу «бери, что дают и не выпендривайся» не хотелось.

Цена. Казалось бы – велосипед, изготовленный на заводе, должен стоить дешевле, чем аналогичный, собранный самостоятельно. Ведь у завода заключены договора с производителями компонентов, по которым он может делать закупки по оптовым ценам. В рознице эти же компоненты будут существенно дороже.

Увы, на практике это не работает. Российские продавцы велосипедов ломят конские цены. Всегда находят какие-то причины – то ковид, то дефицит, то алюминий подорожал, то бакс вырос. Меня до сих пор «бомбит» когда слышу в их обзорах что-то вроде: «Да, колёса на эксцентриках, каретка под квадрат. Ну а что вы хотели за 100 тысяч?».

Другая причина, почему «заводской» велосипед дороже, заключается в том, что на них предпочитают использовать компоненты производителей первого эшелона – Shimano, SRAM. А ведь сейчас появились замечательные китайские бренды – Sensah, L-Twoo, Microshift, ZRACE, ZTTO, SunRace и многие другие. Они неплохо себя зарекомендовали и стоят в разы дешевле (даже с учётом разницы оптовых и розничных цен). Может до топового сегмента (Dura-Ace, GRX800, SRAM XX1 Eagle), они и не дотягивают, но в среднем (Shimano 105, Deore и т.д.) конкурируют вполне успешно.

В случае моего гравийника – он обошёлся мне минимум в 2 раза дешевле, чем его ближайшие аналоги из российских магазинов (80тр против 200тр). И во многом - благодаря выбранной трансмиссии Sensah SRX Pro, которая стоит сущие копейки по сравнению с аналогами от именитых брендов (SRAM Apex1 и т.д.).

Также можно сэкономить при самостоятельной сборке велосипеда, если использовать уже имеющиеся в наличии компоненты (скажем, от старого велосипеда). Что-то можно прикупить бывшее в употреблении по объявлению, что тоже позволит сберечь бюджет.

Кому стоит самому собирать велосипед из компонентов? Если это будет ваш первый велосипед – не надо собирать, купите готовый. Пытаться самому собирать велосипед под себя стоит лишь когда вы «укатаете» один-два велосипеда. Только после этого вы будете более-менее понимать, что вам нужно.

Для сборки велосипеда понадобятся определённые умения и некоторый инструмент. Но если вы сами обслуживаете велосипед: меняете цепи, кассеты, колодки, тросы, можете настроить переклюк – то, вероятно, этих навыков будет достаточно и для сборки велосипеда целиком. В крайнем случае можно поискать советы в интернете или обратиться в веломастерскую – там помогут, хоть и не бесплатно.

Как выяснилось – собрать велосипед не так уж и сложно и сделать это можно, не торопясь, за один день (конечно, при наличии полного комплекта деталек. Если же добавить время на их закупку – то это может растянуться на полгода).

Несколько рекомендаций тем, кто решит самостоятельно собрать велосипед.

  • Адекватно оцените прямоту своих рук.
  • Начать подбор компонентов нужно с рамы. Она определит формат каретки, крепёж тормозных калиперов, размер колёс, диаметр подседельного штыря и т.д. Лишь определившись с рамой – искать всё остальное.
  • Лучше купить колёса в сборе. Если приобрести отдельно втулки, спицы и обода – это не будет дешевле, а сборка значительно усложниться.
  • Убедитесь, что у вас есть нужный инструмент. Если нет - купите хороший. Плохим инструментом можно что-нибудь испортить. Кроме того, он пригодиться в дальнейшем, для обслуживания вела.
  • Если будете заказывать компоненты на AliExpress – пользуйтесь купонами, ждите распродажи и выгодного курса доллара.
  • Начните сборку велосипеда загодя. Что бы он был готов к началу сезона. Плюс была возможность перезаказать компонент, если что-то пошло не так с доставкой или вы, по ошибке, купили не то, что нужно.
  • Ну и самый главный совет – не слушайте ни чьих советов. Велосипед вы собираете для себя. А у большинства советчиков основной приоритет – показать свою крутизну, а как вам после кататься – их особо не волнует.

Авто
5,66 млн интересуются