Найти тему

Карбоновый гравийник. Сборка из компонентов с Ali.

В своей прошлой заметке я писал, как пришёл к идее самостоятельной сборки гравийника, выбирал комплектующие и заказаывал их на AliExpress - вот ссылка.

С доставкой, проблем не возникло. Доставили всё, без повреждений, в приемлемые сроки. Колёса принёс курьер прямо домой. Раму пришлось забирать в пункте выдачи. Остальное – в автоматических ящиках – пятёрка, цайнао.

Дольше всего шла рама, вероятно из-за того, что она самая крупная и доставлять её нужно особым образом. Заказал 30 июня – забрал 24 августа. Колёса – заказал 2 июля, доставили 5 августа. Всё остальное – получил в пределах месяца.

Отдельно отмечу, что никаких пошлин не платил, хотя рама и колёса стоили дороже 200 ойро. Вероятно, постановление правительства о временном увеличении беспошлинного порога до 1000 действительно работает.

Как я уже писал, никогда не собирал велосипеды «с нуля». Зато есть большой опыт их обслуживания; соответственно имеется базовый набор велоинструментов. Кроме того, одно время увлекался конструированием мебели, поэтому столярного инструмента тоже достаточно - и он, в итоге, пригодился.

Что любопытно – когда кое-какие моменты по совместимости комплектующих пытался разузнать на велосипедных интернет-форумах, местные «старожилы» начали меня отговаривать от моей затеи собирать самому. Писали, что бы я сразу нёс в мастерскую и перечисляли кучу нюансов и других сложностей, из-за которых у меня ничего не выйдет. Как будто я собираюсь строить, как минимум, вертолёт. Откуда такое сомнение в чужих способностях?

Решил всё делать «по науке», поэтому так же купил:

  • Динамометрический ключ. Он нужен чтобы затягивать резьбовые соединения с правильным крутящим моментом. Для металлического велосипеда это не слишком критично, а вот карбон может лопнуть, если перетянуть. Правильное усилие иногда указано на самих компонентах (измеряется в Nm – ньютон-метры), либо его можно уточнить в интернете, по таблицам.
  • Фрикционная паста-гриппер увеличивает трение между деталями, что предотвращает проскальзывание. Опять же это важно для соединений карбоновых деталей – им рекомендуют обработать подседельный штырь в месте входа в раму и т.д.

На всю сборку у меня ушло часов 6-8 в течении одного выходного дня, с перерывами на чай. Чему я был немало удивлён. Ведь в форумах читал, как люди начинают собирать велосипеды зимой в расчёте доделать их к весне. Так что был морально готов, что сборка у меня затянется на несколько недель. Но я сильно переоценил трудоёмкость этого занятия. Вероятно, этому в немалой степени способствовало то, что я взял колёса в сборе. Честно говоря, спицевать колёса не умею. Не понимаю, зачем люди вообще покупают отдельно обод, спицы, втулку и мучаются со сборкой. Те колёса, которые мне пришли с Ali - идеально собраны и сбалансирована.

Начал сборку как раз с колёс: прикрутил тормозные роторы, надел камеры и покрышки, накачал. Смазал, поставил кассету.

Далее, установил седло на подседельный штырь. Там оказалась совсем неочевидная система. Это, кстати, был единственный момент, где мне потребовалось покопаться в инете, чтобы понять, что нужно делать. Больше инетом не пользовался (кроме таблицы по усилиям затяжки).

Третий шаг – установка каретки. У меня она PressFit, редкого стандарта BB386 EVO. К счастью, в комплекте с кареткой шёл специальный ключ, иначе закрутить было бы сложнее.

-5

Больше всего времени у меня ушло на то, чтобы просунуть рубашки тросов внутри руля. Мои рама и руль рассчитаны на полную внутреннюю проводку. Это прикольно с точки зрения дизайна, но вот сборку и, вероятно, последующее обслуживание сильно затруднит. Хорошо хоть у меня нет переклюка спереди, так что троса нужно проложить всего 3.

А вот внутри рамы просунуть рубашки оказалось несложно. В ней места побольше, плюс в раме есть вспомогательное окошко в районе каретки. Так что рубашки просовывается в 2 этапа – от руля до «окошка» и от «окошка» внутри нижних перьев. Сильно помог катетер, шедший в комплекте с рубашками переключателя.

Тянем рубашки тросов внутри рамы.
Тянем рубашки тросов внутри рамы.

Причём, в итоге я просовывал рубашки через раму 3 раза, т.к. первые два что-то забывал продеть – рулевая колонка состоит из множества элементов, а тросы должны проходить внутри них. Ошибся – и всё нужно делать заново.

Для укорачивания штока вилки использовал ножовку по металлу. Карбон пилится достаточно легко и быстро. Намного легче, чем железо или алюминий. Но зато детали из карбона очень лёгкие, это сразу заметно. Руль прямо невесомый.

Как оказалось, один из самых полезных инструментов, который мне потребовался – это УШМ (болгарка). Она нужна для обрезки рубашек тросов и самих тросов. Кусачками или чем-нибудь подобным ровно обрезать не получиться. А ведь правильная обрезка очень важна. Если трос распушиться в месте отреза – его уже не получиться просунуть через рубашку.

После продевания рубашек и тросов – остальное «дело техники»: ставим тормозные калиперы, переклюк, систему, педали. Собственно, остаётся настроить переклюк и можно идти испытывать. Но об испытаниях и впечатлениях от эксплуатации – в следующий раз.

Первое фото почти готового велосипеда (пока без обмотки).
Первое фото почти готового велосипеда (пока без обмотки).

Ну и напоследок – результаты взвешивания: 9,5кг. Неплохо. Несмотря на тяжёлые покрышки, с камерами. На этом, вероятно, можно было сэкономить грамм 500. Так же, думаю, прилично массы добавляет здоровая 11-ти скоростная кассета-сковородка с максимальной звездой на 42 зубца.

Продолжение следует…