Каждый владелец велосипеда рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта или обслуживания своего «двухколёсного друга». И тут два варианта – либо делать самому, либо обратиться к специалистам в веломастерскую. Моё мнение – некоторые базовые операции должен уметь выполнять каждый велосипедист. И дело тут даже не в возможности сберечь денежные средства, а в вашем удобстве и экономии времени. Ведь многие вещи делаются без особых навыков, достаточно просто, с минимум инструментов, за 5-10 минут - а это намного быстрее, чем пойти в мастерскую. Ну и, кроме того, нужно понимать, что эти процедуры могут потребоваться велосипеду, когда вы катаетесь далеко от мастерской.
Для выполнения же других операций – лучше обратиться к профессионалам, т.к. они требуют наличия специального инструмента, навыков и занимают много времени. Неспециалист же может только сделать хуже - так, что после придётся сильно переплачивать, относительно того, что пришлось бы заплатить, если бы сразу обратились в мастерскую.
Впрочем, многие опытные велосипедисты осваивают весь спектр процедур, которые могут понадобиться их велосипеду. Это самый лучший вариант, особенно, если ремонт велосипеда воспринимать, как хобби. Но, конечно, нужно начинать с освоения простых операций, постепенно переходя к всё более сложным. Даже я, несмотря на то что постепенно, уже обзавёлся почти всем необходимым для ремонта велосипедов инструментом – за некоторые операции браться ещё не готов.
Базовые операции (уметь делать каждому велосипедисту - обязательно!)
- Подкачка колёс . У резины такое свойство, что она постепенно пропускает воздух. В результате колёса необходимо периодически подкачивать. Для велосипеда лучше это делать не реже раза в 2-3 недели (а на шоссейнике с узкими колёсами и высоким давлением – ещё чаще)
- Замена камеры . К сожалению, проколы камер случаются и, обычно, в самый неподходящий момент. Проколоть можно даже об осколок стекла, колючку или небольшую проволочку. Сложно поверить, но я как-то за один день прокололся 3 раза! Что бы из-за такой неприятной мелочи не испортить поездку – нужно иметь с собой всё что нужно для замены камеры и её накачки. Поменяв камеру несколько раз, вы будете уверенно это делать менее чем за 15 минут.
- Смазка и чистка цепи . Производители рекомендуют это делать через каждые 100-200 км пробега. И, обязательно, после езды под дождём. Этим вы увеличиваете эффективность работы вашей трансмиссии, продлеваете срок её службы, избавляетесь от скрипов.
Продвинутые операции (желательно уметь делать самому)
- Настройка переключателей скоростей . Так как тросики, с помощью которых работают переклюки, постепенно растягиваются, то, через некоторое время, они начинают работать неуверенно, с задержками и лишними звуками. Значит требуется их небольшая поднастройка. И если настройка нового переклюка «с нуля» достаточно кропотливая операция, требующая опыта и навыков, то донастройка чуть сбившегося переклюка – осуществляется намного проще и доступно не самому продвинутому велосипедисту.
- Измерение износа цепи и её замена . Отслеживать износ (растягивание) цепи важно, т.к. езда с плохой цепью не только некомфортна, но и приводит к стачиванию кассеты и, соответственно, необходимости её замены, что намного дороже, чем просто замена цепи. Так что лучше менять цепь, как только выявлен её износ. Замена цепи - несложная операция, если используются цепи с замочком (для снятия/установки цепи без замка требуется специальная выжимка)
- Настройка и замена тормозных колодок . Ещё один компонент велосипеда, который периодически нужно настраивать и менять. Необходимость настройки связана с тем, что колодки стачиваются в процессе эксплуатации (плюс растягивание тросиков, если тормоза не гидравлические) – и как-только у тормозных ручек появляется слишком большой ход – их нужно поднастроить. Но это возможно только до определённого момента – после которого колодки нужно будет заменять. Не пренебрегайте этим, т.к. от качества работы тормозов зависит ваша безопасность!
Сложные операции (лучше прибегнуть к помощи специалистов).
- Устранение восьмёрки, замена спицы . Возникновение восьмёрки (как и других деформаций – «яйцо», «зонт») на колесе велосипеда – явление нередкое, особенно на недорогом велосипеде при прыжках с бордюров и других ударных нагрузках. Её исправление требует хорошего навыка и специальных приспособлений. Если вы никогда не занимались подобными вещами – лучше отнести колесо мастеру. Это именно тот случай, когда неумелыми действиями можно лишь ухудшить ситуацию. Тоже самое можно сказать и о замене лопнувшей спицы – её неправильная установка может привести к появлению восьмёрки.
- Замена кассеты, трещётки, системы . К счастью, эти компоненты надёжны и менять их нужно лишь раз в несколько тысяч километров (при условии, что компоненты фирменные. Поддельная же кассета, которую я, по ошибке, купил в этом январе – прожила менее месяца – примерно 400км пробега). Для их замены требуется специальные съёмки, выжимки, хлысты. А сама работа – опыта – нужно знать, что и как делать, плюс прикладывать большое усилие. Не факт, что неспециалист с этим справиться. Лучше доверить профессионалам.
- Перебор/замена втулок . Тоже живучие компоненты. Выполнение данных операций требует использования особого инструмента и навыков. Особенно сложны в обслуживании втулки с насыпными подшипниками. А замена втулки — это ещё и крайне трудоёмкая операция, требующая снятия всех спиц! Честно говоря, когда на моём велосипеде пришло время менять втулку, я посчитал, что проще купить новое колесо в сборе.
Друзья, следите за техническим состоянием вашего велосипеда - только так вы получите максимальное удовольствие от катания и, кроме того, сильно снизите шанс столкновения с неожиданными поломками. Впрочем, полностью их избежать невозможно, поэтому лучше иметь некоторый навык ремонта в полевых условиях. Ну и, конечно, нужно возить с собой базовый набор инструментов/запчастей. И чем дальше вы планируете отъехать от дома и населённых мест – тем этот набор должен быть больше. Вспоминаю, как я, в удалённой местности, используя винтики от крепежа фонарика, сделал из своего велосипеда с лопнувшим петухом и погнутой лапкой переклюка – сингл, на котором вернулся в город )). Так что, в каких-то случаях, фантазия тоже может стать помощником.
Но про веломастерские тоже не забывайте – они могут сделать за вас наиболее трудоёмкие и сложные операции, чем сэкономят вам время. А цены, в тех мастерских, куда я обращался – вполне умеренные. Но главная причина, по которой лично я обращаюсь к услугам веломастерских – это возможность пообщаться с людьми, которые увлечены велосипедами. Обсудить технику, новые маршруты, особенности катания – что может быть приятнее? За такое не жалко и заплатить несколько соток даже за те процедуры, которые могу сделать сам ))