Найти тему
Военобзор

Может ли боевой самолёт лететь с одним крылом?

Орвилл Райт летит на Флайере-II, 16 ноября 1904 года. Фото: commons.wikimedia.org
Орвилл Райт летит на Флайере-II, 16 ноября 1904 года. Фото: commons.wikimedia.org

В декабре 1903 года американские изобретатели впервые подняли в воздух своё детище – летательный аппарат тяжелее воздуха, оснащённый двигателем с винтом. Это аппарат и назвали самолётом.

Первые самолёты, а точнее аэропланы являлись довольно примитивными конструкциями. Их строили из дерева и ткани. Летали такие аэропланы медленно, низко и недалеко. Но за следующие десять лет авиация далеко шагнула в своём развитии и уже в годы Перовой мировой войны аппараты стали применять как средство ведения этой войны. Более того, во время Первой мировой в обиход авиаторов всего мира вошло понятие "воздушный бой". Самолёты стали боевыми!

Воздушный бой во время Великой Отечественной войны. Фото из открытых источников
Воздушный бой во время Великой Отечественной войны. Фото из открытых источников

Следующим глобальным конфликтом, в котором массово применялась боевая авиация, стала Вторая мировая война. И этот кровопролитный конфликт не зря назвали войной моторов. Не только танкистам, но и авиатором было где и на чём развернуться. Самолёты сбивали себе подобных, летали на разведку и бомбили, осуществляли непосредственную поддержку войск, забрасывали парашютистов-диверсантов в тыл врага, доставляли грузы и забирали раненых из тыла... Кроме того, самолёты постоянно совершенствовались, на вооружение принимались новые типы.

Уже во второй половине войны о себе заявила реактивная авиация. Заявила достаточно громко. Лётчики и авиаконструкторы поняли, что за реактивной авиацией будущее.

Американский истребитель F-16 Fighting Falcon в полёте. Фото из открытых источников
Американский истребитель F-16 Fighting Falcon в полёте. Фото из открытых источников

После окончания Второй мировой войны прошло достаточно много времени, а авиация эволюционировала ещё сильнее. И стала привычной! Сегодня уже никого не удивить современным сверхманёвренным тяжёлым истребителем, малозаметным самолётом 5-го поколения или гигантским пассажирским авиалайнером. Многим даже кажется, что такими самолёты были всегда.

При этом многие знают, что самолёты летают благодаря двигателю и крыльям. Двигатель создаёт тягу, а крылья дают необходимую подъёмную силу. Не будет крыльев (хотя бы малюсеньких), самолёт никуда не полетит. Интересно, может ли боевой самолёт лететь с одним крылом?

Истребитель Су-35С ВКС России в полёте. Фото: Министерство обороны России / ТАСС
Истребитель Су-35С ВКС России в полёте. Фото: Министерство обороны России / ТАСС

Кто-то сразу скажет, что может, но недолго. Все привыкли что у самолёта два крыла. Без одного не полетит. Но на самом деле может. Причём может лететь не пару минут, а весь запланированный полёт. От взлёта до посадки. Такой способностью обладают не только боевые самолёты, но и гражданские...

А всё дело в том, что у абсолютного большинства современных самолётов всего одно крыло! Не два, а именно одно. Зато плоскостей крыла две – правая и левая. По аэродинамической схеме самолёты делятся на монопланы (большая часть самолётов), бипланы и трипланы. Как уже понятно, монопланы имеют одно крыло, бипланы – два, трипланы – три. И все современные боевые самолёты являются монопланами.

Биплан Ан-2. Фото: Papas Dos / commons.wikimedia.org
Биплан Ан-2. Фото: Papas Dos / commons.wikimedia.org

Когда крыльев несколько, они размещаются друг над другом. Такое решение конструкторы использовали для увеличения подъёмной силы. Правда, в ущерб скоростным характеристикам летательного аппарата. Классическим примером биплана является легендарный советский транспортный самолёт Ан-2. А трипланы практически закончили своё существование ещё в годы Первой мировой войны.