Найти в Дзене
Рубас в теме

«Дамоклов» пряник и заводной самовар

Тульский Мотосоюз почти 17 лет – место притяжения вольных байкеров. В интервью руководитель мотообъединения Илья Шанин рассказал, какой путь прошло мотодвижение в Туле, как Мотосоюз помогает решать социальные вопросы в городе, о развитии оппозитной культуры в области, эндуро гонках на Муравьях, а также об отличительных особенностях тульских байкеров.

«Мы – открытое сообщество, у нас нет фильтров и правил на вход и выход».

Илья Шанин, руководитель мотообъединения Тульский Мотосоюз
Илья Шанин, руководитель мотообъединения Тульский Мотосоюз

Почему в Туле отменили открытие общегородского мотосезона в этом году?

Я не знаю, почему отменили. В Туле согласованием открытий мотосезона с 2017 года занимаются «Ночные Волки». Мы им помогаем в организации. В этом году они сказали, что официального открытия не будет. Это они точно обсуждали с администрацией города, и по какой-то причине решили не проводить мероприятие – не знаю.

В этом году Тульскому Мотосоюзу будет 17 лет. Насколько выросло общее число мотоциклистов в городе и области за это время?

Качественно и количественно изменилась ситуация. В 2006 году я не был еще в мотодвижении, но видел и общался с мотоциклистами. Тогда японский мотоцикл – это было что-то вообще неимоверное. Они только появлялись в Тульской области.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

Ну не на Туле же и Муравье тогда здесь ездили?

Слушай, и на Туле, и на Муравье, Яве, Ижах и на оппозитах – на всех советских. Скажем так: у кого появлялся японец – это была прям редкость. В целом как бы Мотосоюз и образовался из пацанов, которые начали гонять уже на спортивных японских мотоциклах. Огромное количество людей садится на мотоцикл – сейчас это стало проще.

Примерно о каких цифрах может идти речь, если говорить о количественных показателях?

Сложно посчитать. Я тебе могу так сказать: в 2019 году я видел официальные данные Автостата по числу зарегистрированных мотоциклов. Тульская область занимала по России 5-е место. То есть уступала только Краснодарскому и Приморскому краям, Башкортостану и Саратовской области. А вот Москва оказалась на шестом месте после Тулы.

Когда проходит официальное открытие, у нас собирается колонна из 800 мотоциклов. Надо понимать, что это далеко не все: очень много кто уехал или не выехал, а кто-то приезжает из других регионов. Поэтому очень сложно посчитать. У нас в сообществе Тульского Мотосоюза 9,5 тысяч человек, но мы тоже понимаем, что среди них есть просто наблюдатели и есть те люди, кто на мотоциклах ездит, но в группе не состоит.

А барышень на мотиках стало больше?

Количество растет. Потому что стали доступнее мотоциклы, которыми девушкам удобно управлять. Во-вторых, есть инфраструктура – им не надо самим в гаражах ковыряться и там за шоколадку с кем-то договариваться. В-третьих, у нас появилась грамотная подготовка начинающих водителей, также есть курсы для повышения квалификации.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

Как сильно влияют мотообъединения на решение социальных вопросов в городе? Как правило, мотоклубы не коммуницируют с представителями власти, а вот мотообъединения из вольных райдеров в разных городах это делают. В целом больше некому этим заниматься по большому счету, потому что никто не выходит на диалог с властью. Насколько администрация Тулы прислушивается к вам, и чего удалось достичь в решении городских вопросов за 17 лет?

Был у нас случай, когда на проспект Ленина запретили въезд мотоциклистов в любое время. Кто-то из жителей района пожаловался в администрацию города, якобы мотоциклисты шумят, ездят на заднем колесе. Но мы же понимаем, что это малый процент мотоциклистов от всех. Тульский Мотосоюз отстоял этот вопрос, и частичное ограничение убрали, запрет остался только на ночное время с 23 до 7 утра.

Нас периодически администрация города приглашает на день России, чтобы сделать мотопробег. Среди мотоциклистов много желающих, кто готов проехать с флагами на праздник.

Еще у нас была история с платными парковками в Туле. Несколько лет назад их начали вводить в городе для авто и мотоциклов. Мы участвовали в рабочей группе по этому вопросу и договорились, что для мотоциклов парковка будет бесплатной.

Как байкеры относятся к тому, что Тульский Мотосоюз взаимодействует с властью?

Ну, смотри. Тульский Мотосоюз – это объединение мотоциклистов всей области. Руководство Мотосоюза не видит никаких проблем во взаимодействии с администрацией города. Мы можем где-то им помочь, где-то мы можем их отругать, потому что мы видим, что это сделано некорректно. То есть, мы взаимодействуем и стараемся решать насущные вопросы. Кто-то, естественно, из мотосообщества считает, что, наверное, этого не надо делать. А мы делаем, потому что считаем, что это может принести пользу как для мотоциклистов, так и для жителей города. Потому что очень часто бывает так, что ущемление прав мотоциклистов сказывается отрицательно и на всех жителях города. Например, как история со знаком, запрещающим въезд мотоциклистов. Байкеры приезжали за 5 минут до ограничения по времени и начинали газовать специально. Есть такие люди, их мало, но они есть. Потому нужно договариваться, чтобы всем было комфортно.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

А есть у вас амбиции куда-то выдвинуться: в общественную палату, областную думу – как представителю мотоциклистов?

История с админством в Мотосоюзе у меня началась с того, что я сначала отказался. Потому что не понимал, зачем мне это нужно, и что я могу дать мотосообществу. Когда я понял, что я могу делать с помощью Мотосоюза, тогда я согласился. На данный момент я не вижу себя в какой-то общественной и депутатской деятельности. Возможно, что-то изменится, но на данный момент я очень хорошо чувствую себя на том месте, где я нахожусь, чем я занимаюсь, и мне отлично.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

Есть ли в планах Тульского Мотосоюза получить статус МСС, RC или МС?

Нет.

То есть, остаетесь вольными байкерами?

Однозначно. У нас другая философия и путь, другой взгляд на это на все. Мы – открытое сообщество, у нас нет фильтров и правил на вход и выход. Да, у нас есть оргсостав, который ездит в нашивках. Это люди, которые активно участвуют в жизни и представлении интересов Тульского Мотосоюза не только в городе, но и в других регионах. В оргсостав может войти любой. Я тебе больше скажу: Тульский Мотосоюз появился как альтернатива мотоклубам. Когда формировался Мотосоюз, в Туле был только мотоклуб Black Legion MC. Но были парни, которые катались на спортах и как-то не встраивались в клубный формат. И поэтому был создан Мотосоюз, к которому могут присоединиться ребята и девушки на разных байках.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

А сами вы когда-нибудь состояли в мотоклубе?

Нет, никогда. Просто это тот формат жизни, который мне не подходит.

А почему не захотели?

Скажем так: перед тем, как я сел на мотоцикл, я активно интересовался этой темой. Я же вырос на «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», «В погоне за тенью», вот это все. Это, естественно, создает определенную картину. Но получилось так, что меня затянуло во фрирайдерство. Потом я общаюсь с МС и МСС клубами. И я для себя понимаю, что я попал в нужное место и все отлично. Клубная история накладывает некоторые ограничения, мне больше подходит фрирайдерство.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

А если была бы возможность сразу вступить в любой мотоклуб мира без испытательного срока. Вступили бы?

Нет, если мы говорим про условия, что сразу без испытательного срока. Скажу так: если бы я хотел, то только на общих условиях, которые приняты в конкретном клубе. Меня нисколько не смущает пройти путь, чтобы получить полные клубные «цвета». Просто это тот формат жизни, который мне не подходит.

Тульский Мотосоюз и Black Legion MC – только вы за многие годы остались в городе. Почему остальные мотоклубы и мотообъединения не смогли закрепиться?

Я не могу сказать за всех. Мы, скажем так, в эти дела не сильно вникаем. На данный момент в Туле официально присутствуют «Ночные Волки», Tula Enduro RC, Fox Customs Tula MCC и Самогонщики МО. То есть, не только Тульский Мотосоюз и Black Legion MC.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

Почему различные мотообъединения не проводят совместные мероприятия с МС-мотоклубами, несмотря на то, что общаются между собой?

У нас с этим никаких проблем нет. Открытие и закрытие мотосезона мы делаем совместно с «Ночным Волками». У нас никаких проблем с этим не возникает.

А с Black Legion MC ничего не делаете?

Мы с ними некоторое время развивали их рок-клуб М2 на базе клабхауса Black Legion MC. До этого момента фрирайдеры сами туда не часто заезжали. Мы как могли эту ситуацию поменяли.

А как Black Legion МС реагирует на то, что вы делаете совместные мероприятия с «Ночными Волками»?

Нам никто ничего против этого не говорил, и мы ни от кого ничего не скрываем. Мы же не мотоклуб, а мотообъединение – это свобода взаимодействия, свобода создания чего-то.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза

Чем, на ваш взгляд, отличаются между собой мотоциклисты разных регионов?

Я думаю, примерно те же отличия, которые есть просто у жителей разных регионов - определенный менталитет. Например, мотоциклисты Сибири славятся своим гостеприимством, как и все сибиряки. Еще Дагестан и Чечня. У меня один товарищ поехал кататься в Дагестан, так он говорит: «Как в Дагестане меня приняли, из рук в руки передавали, я даже мотоцикл свой сам заправить не мог».

Тогда три отличительные особенности тульских байкеров?

Наверное, мы немножечко суровые и не очень открытые, как и все туляки. У нас оружейный город. Пролетариат, он обычно всегда суров и недружелюбен, но, когда люди понимают, что ты свой – тогда все двери открываются. Также мы достаточно законопослушные и аккуратно ездим по дорогам, мне кажется. Ну и в-третьих, думаю, что мы очень веселые ребята. Мы тебя сейчас напоим, ты сам нам потом расскажешь.

Раньше типичный образ байкера можно было описать тремя основными характеристиками: бухарик, с длинными немытыми волосами и слушающий тяжелую музыку. А как сейчас?

Образ очень сильно изменился. Скажем так: много разных мотоциклистов, но кого ты сейчас описал, этих людей сейчас минимум осталось. Я думаю, сейчас стало все более причесанным. То есть с одной стороны, мы фестивалим, веселимся и все прочее, но, с другой стороны, это все сейчас проходит более цивилизованно.

Самовар-Треффен стал местом притяжения оппозитчиков со всей страны. Что за аудитория приезжает на слет? Меняется ли она год от года?

Я так скажу: 80% – одни и те же лица, 20% – вливаются новые. Это мотопутешественники, которые не всегда ездят на оппозите, но он у них всегда на запасном ходу стоит. То есть, они его берут для того, чтобы просто по фану прокатиться, повеселиться. Есть люди, которые прям болеют колясычами – даже к современным мотоциклам приделывают люльки. А есть прям такие матерые фанаты советских мотоциклов, у кого руки постоянно в мазуте. Приезжают зимой к нам на мотоциклах, ставят палатки. Самое главное в этой истории – это все очень душевные люди. Может быть, из-за этого мы не сильно стремимся к какому-то большому формату, потому что нам очень хочется сохранить эту душевность. Попадая к нам на Самовар-Треффен, даже если ты первый раз приехал, как будто попал к друзьям, которые тебя давно не видели.

А если смотреть на оппозитную культуру в Туле, как она сейчас развивается?

Она сейчас прям новым витком пошла. Причем это не только оппозитчики, это именно любители советской техники. Сейчас очень многие мотоциклисты, у кого есть современный мотоцикл, вторым себе берут, например, ИЖ и начинают его восстанавливать. Раньше это был единственный доступный мотоцикл, а потом на рынке появились японские, немецкие и американские мотоциклы. Многие поняли: «Зачем мы будем мучиться? Будем ездить на иностранной технике». Сейчас подход такой: «У меня есть иностранный хороший мотоцикл, я на нем катаюсь, но для души я беру советский байк и ковыряюсь с ним».

Почему в Туле не проводят фестивалей для любителей мотоциклов Тула, Муравей и Тулица?

Мы хотим с Сашей Чукчей попробовать эту историю интегрировать в Самовар-Треффен. Но пока интегрируется сложновато, потому что не так много этой техники. Муравьи, Тула – они в основном есть у людей, которые прям коллекционируют, восстанавливают. Но ралли на них устраивать они не захотят. У нас вообще есть мечта такая – запустить кроме ралли колясычей еще эндуро гонки на Муравьях. Постараемся реализовать. Саша Чукча на Муравье на Байкальской миле поставил рекорд скорости – 116 км/ч.

Фотоархив Тульского Мотосоюза
Фотоархив Тульского Мотосоюза