– Таня, зачем же вы так? А ты, Саша, чего молчишь? Мать совсем не жалко? А сестру и подавно?
Тамара Матвеевна с трудом сдерживалась.
Невестка Татьяна равнодушно смотрела на свекровь холодными глазами. Александр покраснел и спрятался за спину жены.
– Фу, не думала, что ты таким станешь, – плюнула мать. – Считала, что вырастила тебя хорошим человеком, да видно, недоглядела. Спасибо, дети, уважили!
Тамара Матвеевна позвонила старшей дочери Ольге…
Мать, дочь, сын
Жили-были… Так начинаются истории семей, счастливых и не очень. Тамара Матвеевна считала себя вполне счастливой. У нее была любимая работа, уважение и почет на родном заводе, даже квартиру в свое время выделили, куда Тамара въехала с двумя детьми – двенадцатилетней дочерью Оленькой и десятилетним сыном Сашкой. Квартира была роскошной – в центре города, в доме, украшенном лепниной и декоративными балкончиками. Двухкомнатная. С высокими потолками. С просторными комнатами. С чудесным видом из окон.
К сожалению, муж Тамары скончался, когда дети маленькими были, не успел порадоваться, с каким комфортом будут его любимые жить.
Раньше-то семья обитала в частном доме, построенном еще родителями Тамары. Дом стоял в пригороде. Нужно было и печку топить, и воду носить. Да и до города, до работы, добираться почти час на автобусе. А в городской квартире-то благодать! И удобства есть, и все магазины, детские сады и школы рядышком. Красота! Тамара Матвеевна и не думала, что получит такой подарок!
Выросли дети. Оля поступила в московский вуз и уехала в столицу. Мать навещала в каникулы. Младший сын Тамары никуда уезжать из родного города не стал, выучился в техникуме, устроился на работу, женился. Своего жилья у молодой семьи не было, и Александр с женой Татьяной стали жить в старом доме, к тому времени перешедшем по наследству Тамаре Матвеевне. Мать оформила дом в собственность семье сына, надо же им своим жильем обзавестись! Ольга решение матери одобрила, сама-то она из Москвы на малую родину возвращаться не собиралась. После института устроилась на хорошую работу, вышла замуж, родила дочь.
Не успела Тамара Матвеевна за дочь порадоваться, как та позвонила в слезах – муж совсем не такой, каким казался влюбленной женщине раньше. Грубый, избалованный, мелочный. Олин муж быстро устал от семейной жизни и бросил жену и пятимесячную дочку.
– Мама, ты же знаешь, своего жилья у меня нет, на съемной квартире живу, – плакала Оля. – Если я не выйду на работу – жить не на что будет! А как работать, если Раечка такая маленькая? С кем оставить мне ребенка?
Тамара Матвеевна моментально собралась и поехала дочери на подмогу. Сама-то она на пенсии уже, вольная птица.
Оля вышла на работу, бабушка пестовала внучку, все у Оли стала налаживаться. Мать с дочерью так и договорились: пока внучка маленькая, Тамара Матвеевна с ней поводится, а летом из душной Москвы будет с Раечкой уезжать на все лето домой. В маленьком зеленом провинциальном городке, чай, ребенку отдых полезнее. Оля же работала без отпусков, держалась за каждую копейку.
Пока Тамара Матвеевна жила в Москве у Оли, Саша с женой и двумя сыновьями переселились из старого дома в ее квартиру.
– Мам, ну честное слово, надоело в спартанских условиях с осени до весны жить, – пожаловался сын Тамаре Матвеевне. – Ты все равно с Раей, Олиной дочкой, только на лето приезжаешь, квартира девять месяцев в году пустует. Ты же не против, если мы поживем? А летом опять в дом переберемся, там как раз за огородом уход нужен.
Тамара Матвеевна была не против. И даже хорошо, что сын предложил, действительно, нехорошо, когда квартира без присмотра.
Через несколько лет Татьяна, Сашина жена, решила, что свекрови квартира уже не нужна, а им-то гораздо удобнее. Школа в шаговой доступности, магазины опять же, поликлиника и ателье. Даже парк развлечений под боком, есть куда с пацанами в выходной сходить. А дом в пригороде – отличная дача. И жить круглогодично на даче необязательно, а только в летние каникулы.
Жадность
Однажды Тамара Матвеевна приехала с внучкой к себе домой, а ее вещи убраны в коробки и на балкон задвинуты.
– А чего? – неласково сказала невестка Татьяна. – Вы, Тамара Матвеевна совсем москвичкой стали, сюда только на каникулы приезжаете, так почему же мы должны ютиться, когда ваша комната пустует? Мальчики уже большие, не спать же им с нами в одной комнате! И вообще, надо предупреждать, когда к нам в гости собираетесь, может, у нас ни времени, ни места нет для вас.
– А ничего, что это квартира моя? – Тамара Матвеевна в негодовании закричала бы, да боялась напугать пятилетнюю внучку. – Таня, что за самоуправство! У вас, насколько я помню, дом есть, вот там и распоряжайся.
– Ага, в пригороде! – округлила глаза невестка. – И дом старый. С печкой. Зимой тяжело там жить. Да вы и сами знаете это прекрасно!
– Хорошо, продавайте дом и покупайте квартиру в городе, – сказала свекровь.
– Но это участок в тридцать соток! – воскликнула Татьяна. – Там у нас огород, хозяйство. Отказываться от этого глупо!
– То есть вы хотите и домом владеть, и квартиру у меня отнять? Вот спасибо! Вот это по-родственному!
Внучка с дороги устала, хотела спать, да и сама Тамара Матвеевна мечтала отдохнуть, а невестка даже присесть не предложила.
Бабушка с внучкой отправились на побывку к хорошей подруге Тамары Матвеевны, жившей в соседнем доме. И уже от нее мать позвонила дочери.
Оля взяла на работе дни за свой счет и прилетела на следующий день. Пришла к брату.
– Сашка, что за дела? – спросила Оля у брата. – Что за фокусы устраивает твоя Татьяна?
– Да не, не фокусы, – промямлил Александр. – Ты же знаешь, Таня очень хозяйственная, ей нужно, чтобы все в порядке было дома. И правда, вы сюда только на каникулы приезжаете, а почему мы должны себя ограничивать? Ну кому в радость, что мамина комната стоит закрытая, а мы у друг друга на головах ходим? Неправильно!
– Ну хорошо, удобнее вам в квартире в городе, так в дом пустите. Он же сейчас у вас пустой стоит? Почему мы не можем в каникулы в нем пожить?
– Еще чего, – вскинулась Татьяна, вошедшая в этот момент комнату. – У нас там хозяйство, огород! С какой стати мы чужих пускать в свой дом будем?
Оля сначала и не поняла, что сказала Татьяна. «Чужих!» Это она, старшая сестра Александра, ее дочь Рая и мама – чужие?!
– Чужих пускать? Значит мы чужие? Тогда валите, мои дорогие, из маминой квартиры к себе в дом, к большому хозяйству! Вы здесь никто! Квартира мамина! И если вам разрешили здесь пожить, это не значит, что вы теперь можете распоряжаться квартирой как собственной! Живо собирайте вещички! Чтобы к вечеру здесь никого из вас не было!
– Чего? Да мы здесь уже сколько лет живем! И коммуналку исправно платим! Значит наша квартира!
– Таня, ты жадная дура, – сказала Ольга. – И Сашку под себя подмяла. Мне жаль тебя, брат.
– Оля, ты что такое говоришь, – Александр растерянно оглянулся на жену. – Таня…
– Я сказала: манатки – и на выход! – повторила Оля. – Это мамина квартира! А ты, Сашка, свою долю наследства уже получил! Хватит с тебя!..
Татьяна грозила, что отстоит свои права, даже бегала консультироваться со знакомыми юристами, но потом притихла и отчалила в пригород. К хозяйству.
Оля вернулась в Москву, а Тамара Матвеевна и внучка Раечка – в отвоеванную квартиру. И провели в маленьком зеленом городе все лето. Осенью Тамара Матвеевна отвезла внучку в Москву, но сама не осталась у дочери. В конце концов, они ведь так и договаривались, что бабушка поможет, пока ребенок маленький, а Раечка уже подросла. К тому же Оля встретила хорошего мужчину и вышла за него замуж. Мать Олиного мужа с душой приняла и Олю, и ее дочку, и взяла на себя заботы бабушки. Тамара Матвеевна обещала Оле, что приедет на Новый год, погостить. Ну а на летние каникулы – добро пожаловать к Тамаре Матвеевне в гости! В провинциальном зеленом городке летом дышится легче, и отдых спокойнее… Вот пусть всем семейством и приезжают!
Добавлю, что Александр на сестру и мать сначала дулся, но потом помирился с ними. И нередко гостит с сыновьями в выходные дни у матери. И даже к Оле в Москву как-то летал, надо же мальчишкам показать столицу! А вот Татьяна на Тамару Матвеевну и Ольгу обижена и знаться с ними не желает.