Найти в Дзене
Михаил Колодочкин

МОЯ "КИРОВСКАЯ" – САМАЯ ГЛУБОКАЯ СТАНЦИЯ!

Мне никогда не нравились названия типа "Мясницкая", к чему бы они ни относились – к улице, воротам или станции метрополитена. Так и видятся какие-то убиенные туши и кровавые лужи – брр... Но моя станция каким-то чудом дважды ускользала от подобного наименования.

В первый раз это произошло еще в 1935 году, когда вместо проектных названий «Мясницкая» и «Мясницкие ворота» решили выбрать имя в память убитого год назад Сергея Мироновича Кострикова, известного всем как товарищ Киров. Кстати, Кир – это, вроде бы, персидский полководец. (А будете в Питере – зайдите в музей Кирова. Народу там, похоже, никогда не бывает, а осмотреть его квартиру – очень интересно. Один холодильник с верхним расположением компрессора чего стоит...)

Во второй раз моя станция увернулась от неблагозвучного названия в 90-е годы. Шла волна переименований, а потому в документации на какое-то время опять замелькала "Мясницкая". Но, к счастью, кому-то вовремя вспомнилась песня Давида Тухманова про Чистые пруды – ее еще Тальков исполнял.

Говорят, при создании "Кировской"  перед глазами архитектора Колли мелькали образы, возведенные зодчими ушедших эпох. Окна-иллюминаторы "Кировской" будто бы перенеслись к нам из гробницы Эврисака из дохристианской эпохи.
Говорят, при создании "Кировской" перед глазами архитектора Колли мелькали образы, возведенные зодчими ушедших эпох. Окна-иллюминаторы "Кировской" будто бы перенеслись к нам из гробницы Эврисака из дохристианской эпохи.
Окна ну очень похожи на те, из глубины веков
Окна ну очень похожи на те, из глубины веков

Я прозевал тот момент, когда со старинного вестибюля станции «Чистые пруды» (бывшая «Кировская») исчезла одна из надписей «МЕТРО». Было две, а осталась только одна. Неужели, уехала к кому-то на дачу? У кого на даче есть метро?

-3

Жалко. Буквы были еще те, настоящие – образца 1935 года. И почему их не восстановили сейчас, когда проводили реставрацию павильона – совсем уж непонятно.

-4

Впрочем, многого я и не мог видеть. И когда-то посмеивался над бабушкой, которая уверяла, будто бы раньше на этом вестибюле было написано «Имени Кагановича» или что-то подобное. Что ж, виноват: дурак был… Бабушка-то не ошибалась!

Метро имени Кагановича – так и было написано.

А еще интересно наблюдать, как меняется с годами количество ступенек. Сколько разных фото – столько разных вариантов. Вестибюль то утопает, то всплывает.

Видите, сколь ступенек? А теперь сопоставьте с двумя предыдущими фото...
Видите, сколь ступенек? А теперь сопоставьте с двумя предыдущими фото...
В начале прошлого века наш современник вполне бы мог бы тут заблудиться, хоть это и центр Москвы. Но именно здесь теперь находится вестибюль станции "Чистые пруды". Чтобы разобраться, лучше взглянуть на следующую картинку-коллаж: там будет уцелевший домик на фоне нагромождений  недавних лет. Но могу сразу подсказать: для строительства вестибюля снесли трехэтажный дом справа. Сегодня всё это -  Тургеневская площадь.
В начале прошлого века наш современник вполне бы мог бы тут заблудиться, хоть это и центр Москвы. Но именно здесь теперь находится вестибюль станции "Чистые пруды". Чтобы разобраться, лучше взглянуть на следующую картинку-коллаж: там будет уцелевший домик на фоне нагромождений недавних лет. Но могу сразу подсказать: для строительства вестибюля снесли трехэтажный дом справа. Сегодня всё это - Тургеневская площадь.
Домик на углу уцелел -- он и помогает сориентироваться по предыдущему фото. Там до последнего времени была котлетная "Макдональдс", а теперь "Вкусно - и точка". Само собой, что это не фото, а некий коллаж, найденный в Сети: на авторство не претендую.
Домик на углу уцелел -- он и помогает сориентироваться по предыдущему фото. Там до последнего времени была котлетная "Макдональдс", а теперь "Вкусно - и точка". Само собой, что это не фото, а некий коллаж, найденный в Сети: на авторство не претендую.

Между прочим, моя "Кировская" – самая глубокая из всех станций первой очереди! Как тут не вспомнить про древнюю гробницу – чертовщина... Сверяемся с древней книжицей.

Раритет образца 1935 года из моей библиотеки.
Раритет образца 1935 года из моей библиотеки.
Глубина -- 35,2 метра! Похожие цифры только у двух соседних станций, остальные сильно отстали.
Глубина -- 35,2 метра! Похожие цифры только у двух соседних станций, остальные сильно отстали.

Мы любим сносить старые здания. И как при этом вообще уцелел древний вестибюль – непонятно. Двум его близнецам-коллегам повезло куда меньше: аналогичные наземные вестибюли кубической формы когда-то возвели для станций «Комсомольская» и «Смоленская». Но их давно нет – они переехали на редкие старые фото. А моя станция выжила, несмотря на все попытки добрых людей сделать ее еще лучше…

Но лучше, чем ее задумали предки, сделать тяжеловато. Для этого нужно быть творцом, а не маляром из управляющей компании. Им не понять, что наружные стены станции должен был украшать калужский мрамор, а колонны входных портиков виделись авторам в розовом граните… При этом внутри, на боковых стенах вестибюля, планировались большие мраморные барельефы…

Опять вспомним про окна-иллюминаторы... Кстати, в переходе к эскалаторам – светильники той же формы. В детстве мне казалось, что я иду по подводному кораблю...

А еще с детства помню, что наружные иллюминаторы были почему-то непрозрачными. Я не мог представить, что какой-то "маляр презренный" их просто замазюкал краской! Но так оно и было: прозрачность им вернули совсем недавно.

Так было задумано
Так было задумано
Но почти всю мою сознательную жизнь было вот так...
Но почти всю мою сознательную жизнь было вот так...

Внутри по бокам стояли плафончики-торшерчики: по-моему, было очень нарядно. И двери сейчас совсем не такие. Да и перила тоже.

-12

Сейчас за обликом станции стали следить. Но какая добрая душа выбрала для стен этот жуткий цвет?

Не хочется брюзжать, но такая краска больше подходит для общественного отхожего места.
Не хочется брюзжать, но такая краска больше подходит для общественного отхожего места.

Вернемся к уличным колоннам. Понятно, что цилиндрические формы возводить сложнее, чем «квадратно-гнездовые». Поэтому авторам в свое время заявили: мол, не валяйте дурака – сойдут и квадратные. Помогла докладная на имя Кагановича – тот лично вмешался. И колонны стали такими, какими мы их видим сегодня.

Впрочем, нет – время от времени колонны меняют свой облик. Однажды кому-то некуда было девать похабную серую краску -- в итоге ей замазали красивый гранит.

-14

Через Эн лет бросились очищать, а оно уже не счищается... Кое-как одолели, но лучше особо не приглядываться.

Процесс окраски?
Процесс окраски?

Серое убожество заметили не сразу. В недавние времена павильон был утыкан со всех сторон шаурмами, шавермами и прочими благами цивилизации, а потому "разум возмущенный" вскипел с запозданием.

Это стороне вестибюля повезло больше: серые колонны остались со сторон Чистопрудного бульвара. Впрочем, в такой компании  любая халтура  сойдет...  Где тут вестибюль, созданный Архитектором, а где просто строение-времянка?
Это стороне вестибюля повезло больше: серые колонны остались со сторон Чистопрудного бульвара. Впрочем, в такой компании любая халтура сойдет... Где тут вестибюль, созданный Архитектором, а где просто строение-времянка?

Сегодня шаурмы и шавермы снесли. Не уверен, что навсегда.

Иду как-то рано утром на работу в Селиверстов переулок и – о, радость! Всю мерзость возле вестибюля посносили.
Иду как-то рано утром на работу в Селиверстов переулок и – о, радость! Всю мерзость возле вестибюля посносили.

Вернемся в военные годы. Был в жизни моей родной станции период, когда поезда на ней вообще не останавливались! Недаром моя "Кировская" была самой глубокой: здесь работал Генштаб.

Поезда проносились за временной стеной, что слева. А на станции располагался Генштаб.
Поезда проносились за временной стеной, что слева. А на станции располагался Генштаб.

Любопытно, что центральный зал станции обрел нынешние размеры совсем недавно: раньше посередке... ничего не было!

Раньше центрального вестибюля фактически не было: спустился по эскалатору - и сразу к поездам, влево-вправо. Поначалу в конце аванзала был портрет С. М. Кирова, затем появился бронзовый бюст работы архитектора Манизера.
Раньше центрального вестибюля фактически не было: спустился по эскалатору - и сразу к поездам, влево-вправо. Поначалу в конце аванзала был портрет С. М. Кирова, затем появился бронзовый бюст работы архитектора Манизера.

После капитальной перестройки станции, связанной с появлением центрального зала и организацией переходов на "Тургеневскую" и "Сретенский бульвар" бюст Сергея Мироновича, представьте себе, не исчез в неизвестном направлении: теперь он стоит в коридоре, соединяющем все станции. Ну и хорошо, что не выкинули.

Кстати, молва утверждает, что название "Чистые пруды" как-то связано с другим убийством – только уже не Сергея Кирова, а Игоря Талькова, исполнявшего известную песню. Ну, чего не знаю, того не знаю.

Сегодня моя "Кировская", конечно же, перестала считаться самой глубокой. Но вот самой глубокой станцией первой очереди она останется навсегда.

Если, конечно, историки-альтернативщики не станут доказывать, что наше метро просто откопали. Кто их знает, вдруг где-то под моей Покровкой скрывается нечто гораздо более древнее и глубокое?

-20

Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com