Найти тему
Фёдор Борисов

История одного терминала. Пулково-1 исполнилось 50 лет.

25 марта исполнилось 50 лет с открытия легендарных "пяти стаканов" - терминала Пулково-1, ставшего на долгие годы самым современным и комфортным терминалом для внутренних авиалиний в стране. Дату мне эту запомнить было не сложно - ведь я всего на 12 дней старше любимого аэровокзала - мы с ним совсем ровесники. Так что апрель вышел у нас юбилейным. )) А это хороший повод сделать очерк. А точнее пару очерков в нескольких частях и по 50 юбилейных фотографий в каждом.

В первом очерке фотографии будут в основном "технические", после небольшого экскурса в историю мы посмотрим с воздуха, как изменялся год за годом Пулково-1 за прошлые годы, как из самостоятельного терминала он стал частью нового комплекса, но всё же сохранил свой исторический облик. Потом заглянем в один из легендарных стаканов, а после совершим прогулку на траволаторе к исчезнувшему уже сателлиту. А в следующем очерке посмотрим на аэропорт со стороны перрона и прогуляемся по разным этапам строек нового и старого терминалов. Ну и добавим всяких художественных работ.

В путь.

Часть 1. Исторический экскурс.

1. Это 1989 год. В некотором смысле классический "открыточный" вид (он нередко встречался в рекламных брошюрах). Только снимали с травки, чуть ближе, а тут из камышей была точка съёмки у РД и полосы.
1. Это 1989 год. В некотором смысле классический "открыточный" вид (он нередко встречался в рекламных брошюрах). Только снимали с травки, чуть ближе, а тут из камышей была точка съёмки у РД и полосы.
2. Вот собственно вид в другую сторону. Пулковский локатор ещё без обтекателя.
2. Вот собственно вид в другую сторону. Пулковский локатор ещё без обтекателя.
3. Фото с легендарного пандуса. Да, вот так вот в упор можно было снимать. Разумеется пока тебя не сцапает милиция ))
3. Фото с легендарного пандуса. Да, вот так вот в упор можно было снимать. Разумеется пока тебя не сцапает милиция ))
5. Вид на перрон с сателлитами. Если кто-то не знает - это были выносные части терминала, которые соединялись с ним по подземным переходам.
5. Вид на перрон с сателлитами. Если кто-то не знает - это были выносные части терминала, которые соединялись с ним по подземным переходам.
6. А таким был внутренний вид терминала. За общими стойками регистрации находились специальные стойки и выходы на посадку на Ил-86 и Як-42.
6. А таким был внутренний вид терминала. За общими стойками регистрации находились специальные стойки и выходы на посадку на Ил-86 и Як-42.

Часть 2. История одного ракурса.

7. Фото 6 является органичным элементом и этой части. Имея такой вид в архиве конечно хотелось его повторить. Что и было сделано. И не раз. )) Тут от прошлого вида ещё живы стойки регистрации. И конечно везде толпы - то время (на фото 2013 год) - наверное самое сложное для аэропорта - с середины нулевых начался быстрый рост авиаперевозок, одновременно выросли требования к безопасности и места в старом терминале стало решительно не хватать.
7. Фото 6 является органичным элементом и этой части. Имея такой вид в архиве конечно хотелось его повторить. Что и было сделано. И не раз. )) Тут от прошлого вида ещё живы стойки регистрации. И конечно везде толпы - то время (на фото 2013 год) - наверное самое сложное для аэропорта - с середины нулевых начался быстрый рост авиаперевозок, одновременно выросли требования к безопасности и места в старом терминале стало решительно не хватать.
8. Начавшаяся годом позже реконструкция "оголила" старый терминал.
8. Начавшаяся годом позже реконструкция "оголила" старый терминал.
9. И постепенно наполнила его новыми очертаниями.
9. И постепенно наполнила его новыми очертаниями.
10. А вот это Пулково сегодня. Точнее вчера, в день юбилея, 25 апреля. Уже с новой нумерацией гейтов.
10. А вот это Пулково сегодня. Точнее вчера, в день юбилея, 25 апреля. Уже с новой нумерацией гейтов.

Часть 3. Начало перемен.

11. 1995 год.
11. 1995 год.
12. Пулково 2005 года. С этого года в аэропорту начинаются большие перемены. Начинаются они с плоскостных сооружений.
12. Пулково 2005 года. С этого года в аэропорту начинаются большие перемены. Начинаются они с плоскостных сооружений.
13. Сперва в 2005 году закрывается на реконструкцию ВПП2 (северная).
13. Сперва в 2005 году закрывается на реконструкцию ВПП2 (северная).
14. Через пару лет приводят в порядок и ВПП1.
14. Через пару лет приводят в порядок и ВПП1.
15. Полоса почти готова.
15. Полоса почти готова.
16. Аэродром обретает новый вид. Правда режут глаз фантастически неграмотные скоростные РД, на одной полосе сделанная слишком рано, на другой слишком поздно, а на 10L забытая вообще.
16. Аэродром обретает новый вид. Правда режут глаз фантастически неграмотные скоростные РД, на одной полосе сделанная слишком рано, на другой слишком поздно, а на 10L забытая вообще.
17. Но в целом, конечно - небо и земля с тем, что было. Вот так выглядела ВПП2 до ремонта, не было даже осевых огней.
17. Но в целом, конечно - небо и земля с тем, что было. Вот так выглядела ВПП2 до ремонта, не было даже осевых огней.
18. И вот так после.
18. И вот так после.

Часть 4. Новая жизнь старого аэропорта.

19. Вот ещё один классический вид на аэропорт, прямо перед реконструкцией, в 2010 году.
19. Вот ещё один классический вид на аэропорт, прямо перед реконструкцией, в 2010 году.
20. И ещё один - менее классический из декабря 2009. "Запомните меня таким"
20. И ещё один - менее классический из декабря 2009. "Запомните меня таким"
21. Зимой 2011 года на поляне севернее терминала уже идёт подготовка к будущей стройке.
21. Зимой 2011 года на поляне севернее терминала уже идёт подготовка к будущей стройке.
22. Летом 2011 года уже готов котлован и строится фундамент будущего нового терминала.
22. Летом 2011 года уже готов котлован и строится фундамент будущего нового терминала.
23. А у старого терминала появляются временные мостики со стоянки на второй этаж.
23. А у старого терминала появляются временные мостики со стоянки на второй этаж.
24. Весной 2012 терминал поднимается вверх.
24. Весной 2012 терминал поднимается вверх.
25. Ещё одна "классика". В 2012 году северный сателлит ещё стоит.
25. Ещё одна "классика". В 2012 году северный сателлит ещё стоит.
26. В 2013 его уже нет.
26. В 2013 его уже нет.
27. Терминал снаружи почти готов - активно строятся перрон и подъездные пути.
27. Терминал снаружи почти готов - активно строятся перрон и подъездные пути.
28. А так же прилегающие к перрону производственные территории.
28. А так же прилегающие к перрону производственные территории.
29. Новый терминал уже светится, однако южный сателлит ещё жив.
29. Новый терминал уже светится, однако южный сателлит ещё жив.
30. На период реконструкции первого перрона места было мало не только пассажирам, но и самолётам. Второй перрон загружен до предела.
30. На период реконструкции первого перрона места было мало не только пассажирам, но и самолётам. Второй перрон загружен до предела.
31. Нет, это не упавшая летающая тарелка. Весной 2014 года закончилась история и южного сателлита.
31. Нет, это не упавшая летающая тарелка. Весной 2014 года закончилась история и южного сателлита.
32. Осталось только доделать перрон. На котором уже видны фермы под телетрапы у старого здания.
32. Осталось только доделать перрон. На котором уже видны фермы под телетрапы у старого здания.
33. Перрон готов.
33. Перрон готов.
34. Собственно теперь готово всё.
34. Собственно теперь готово всё.
35. Такими мы видим "пять стаканов" сегодня. А впереди, между прочим, новая очередь стройки.
35. Такими мы видим "пять стаканов" сегодня. А впереди, между прочим, новая очередь стройки.

Часть 5. Есть ли жизнь в стакане?

36. Сразу отвечаю - есть. Замечательное произведение архитектора Александра Жука, ставшее одной из визитных карточек Петербурга по прежнему дарит дневной свет терминалу, а ночью манит своими огнями со стороны.
36. Сразу отвечаю - есть. Замечательное произведение архитектора Александра Жука, ставшее одной из визитных карточек Петербурга по прежнему дарит дневной свет терминалу, а ночью манит своими огнями со стороны.
37. Перед тем, как заглянуть внутрь "стакана" посмотрим на него вблизи - с крыши.
37. Перед тем, как заглянуть внутрь "стакана" посмотрим на него вблизи - с крыши.
38. Он действительно очень светлый, даже на самом нижнем этаже. Слева старое зелёное табло.
38. Он действительно очень светлый, даже на самом нижнем этаже. Слева старое зелёное табло.
39. Ещё один вид до реконструкции, 2013 год.
39. Ещё один вид до реконструкции, 2013 год.
40. В процессе ремонта.
40. В процессе ремонта.
41. И с новым наполнением. Кое-что поменялось, но что-то остаётся неизменным.
41. И с новым наполнением. Кое-что поменялось, но что-то остаётся неизменным.

Часть 6. Сателлиты.

42. Перед большой реконструкцией для пассажирских перевозок использовался южный сателлит. Его в сравнении с северным (сравните с фото 25) несколько проапгрейдили, добавив места для внутренних помещений.
42. Перед большой реконструкцией для пассажирских перевозок использовался южный сателлит. Его в сравнении с северным (сравните с фото 25) несколько проапгрейдили, добавив места для внутренних помещений.
43. В остальном внутри всё оставалось как раньше - тоннель с узким траволатором (для советских времён немалая редкость).
43. В остальном внутри всё оставалось как раньше - тоннель с узким траволатором (для советских времён немалая редкость).
44.
44.
45. Эскалаторы в сам сателлит.
45. Эскалаторы в сам сателлит.
46.
46.
47.
47.
48. Когда-то в этом помещении снимали "Иронию судьбы".
48. Когда-то в этом помещении снимали "Иронию судьбы".
49. Теперь оно осталось лишь на старых лентах и фотографиях.
49. Теперь оно осталось лишь на старых лентах и фотографиях.

Вот такие вот немного технические исторически экскурсы. А впереди нас ждёт ещё немного любопытных фот из прошлого аэропорта Пулково.

50.
50.

До скорого продолжения! Которое можно теперь прочитать тут: https://dzen.ru/a/ZElcx1d0EFp3KTPN