Вы наверное замечали, что у подавляющего большинства междугородних, туристических и экскурсионных автобусов боковые зеркала сильно выступают вперёд. Некоторые сравнивают их с рогами улитки. Другим они напоминают заячьи уши. Однако у городских автобусов эти зеркала выглядят иначе и не выпирают вперёд.
Так в чём же дело? Почему производители автобусов для дальних путешествий как будто сговорились и ставят на них такие странно выпирающие вперёд зеркала?
И действительно, если просмотреть фото туристических автобусов, то эти выступающие вперёд зеркала у всех находятся примерно на одном уровне по высоте и примерно одинаково выдвинуты вперёд. А если учесть, что водительское кресло на таких автобусах расположено относительно низко, то получается, что глазам водителя нужно иногда смотреть вверх и вдаль, чтобы ориентироваться по зеркалам. Неужели это удобно?
Так некоторые полагают, что зеркала выступают предварительным средством защиты при столкновении с едущем впереди транспортом. Вроде как сначала в препятствие уткнутся эти зеркала, и водитель поймёт, что подъехал слишком близко.
Довольно странная версия и очень сомнительная. Особенно учитывая, что на дорогах общего пользования полно легковых машин, которые просто не достают до этих высоко расположенных зеркал.
Ещё большую неразбериху в этой ситуации наводят боковые зеркала фур и магистральных тягачей. Так если мы посмотрим на все тягачи, будь то европейские, азиатские или американские, то не найдём ни один тягач с такими же странными выступающими вперёд зеркалами. Наоборот, у грузовиков как раз-таки зеркала вполне себе нормальные и выглядят привычно. Они расположены на одном уровне с лобовым стеклом и вообще не выпирают вперёд.
И таким образом весь вопрос сводится к следующему: почему у туристических автобусов зеркала сильно выдвинуты вперёд, а у фур они нормальные?
Ведь по сути магистральный тягач от автобуса ничем не отличается. Один возит товары, а второй - людей. Так что же мешает туристическим автобусам ставить нормальные боковые зеркала?
Ну что ж, как удалось выяснить, всё дело в том, а, собственно, через какие стёкла водители фуры и автобуса смотрят в эти боковые зеркала? Водитель фуры вынужден смотреть в эти зеркала через боковые стёкла двери кабины. А вот водитель автобуса смотрит в далеко вынесенные вперёд зеркала через лобовое стекло.
Так вот считается, что безопаснее всё-таки смотреть в эти зеркала именно через лобовое стекло. Потому что оно расположено под таким углом к зрению, что его отражение минимально. А вот боковые стёкла могут давать блики, поскольку угол по отношению к зрению водителя совсем другой. Что не очень безопасно. Всё-таки водитель экскурсионного автобуса везёт людей, а не товар. Это другая степень ответственности.
И поэтому производители экскурсионных автобусов пришли к выводу, что для того, чтобы водитель смотрел по зеркалам через лобовое стекло, эти самые зеркала нужно сильно выносить вперёд.