Пасха знаменуется среди верующих людей самым светлым временем в году и требует соответствующей подготовки к ее празднованию. По традиции на торжество пекут куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца.
Сегодня страстная пятница. Многие люди спрашивают: можно ли печь куличи в Страстную пятницу? У многих просто не хватает времени сделать это в четверг, да и кулич к будет к Пасхе свежим.
В Страстную пятницу принято молиться целый день, и ничто не должно отвлекать от богослужения. Что касается готовки, то про нее конкретного запрета нет. Письменных предписаний на ее запрет не встречается, а значит испечь куличи вполне допустимо. Однако перед этим обязательно нужно посетить храм, помолиться, поставить свечку и только потом заниматься приготовлением теста.
Сегодня мы узнаем историю и какими значениями наполнились два символа Светлого Христово Воскресения – пасха и крашенные яйца.
В христианстве Пасха считается самым светлым праздником. В нем воплощена главная идея религии — победа жизни над смертью. Материальным символом вечной жизни стало яйцо, которому придавали сакральный смысл еще задолго до христианства.
Для христиан яйцо выступает символом веры в Воскресение. Служит напоминанием, что после смерти следует возрождение к жизни, победа над грехом и смертью. Это отражение закона вечной жизни — основы христианского мировоззрения. Оно также считается символом Гроба Господня, потому что под твердой и безжизненной скорлупой скрывается новая жизнь.
Еще в древних цивилизациях за несколько тысячелетий яйцам придавались магические свойства. Людей удивляла и восхищала способность яйца превращаться в живое существо.
В доказательство поклонения яйцу древних людей стали имеются исторические факты:
В древних захоронениях шумеров, египтян, этрусков находят символические яйца из глины, мрамора и других камней. Древние египтяне обменивались раскрашенными яйцами при разливе Нила, затем развешивали эти символы плодородия в жилищах и храмах. От древних земледельческих племен сохранился обычай праздновать приход весны и дарить яйца как символ животворной силы и возрождения природы.
Особое значение яиц можно найти в индийских «Ведах». Птиц там называют «дважды рожденными» — сначала как яйцо, потом как птенец.
Древние римляне приносили яйца на храмовые торжества. Этому предшествовала легенда, что на день рождения императора Марка Аврелия курица снесла яйцо в красную крапинку.
Таинственный смысл придавали яйцу славяне. Они видели в нем образ мироустройства (мировое яйцо), как указывает В.Топоров в книге «Мифы народов мира»: желток олицетворял землю, а белок — небесную сферу. Яйцо также было для них образом весеннего солнца.
Присутствующие в древних традициях и обрядах яйца были восприняты и в христианстве. Этот символ наполнился новым содержанием. Обычай готовить ритуальные яйца на Пасху объясняют такие легенды и предания: Дева Мария давала младенцу Иисусу забавляться цветными фигурками яиц. Во время Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Камень, закрывавший пещеру-гроб Иисуса, имел форму яйца. Равноапостольная Мария Магдалина по преданию явилась с евангельской проповедью в Рим и принесла в дар императору Тиберию яйцо. Но император не поверил в чудо воскресения и ответил, что поверит тогда, когда белое яйцо станет красным. Тогда яйцо в его руках окрасилось в багровый цвет.
Бытовало и народное объяснение пасхального символа: сверху твердое, внешне безжизненное яйцо хранит в себе жизнь — из него появляется живая птица. Так и Христос был мертв три дня, но воскрес ради спасения христиан. Считают, что это одна из причин, почему яйцо стало символом перерождения и вечной жизни.
Традиция красить яйца на праздник имеет и практическое объяснение. Считается, что в теплых странах старались за время поста, когда яйца исключают из рациона, сохранить их. Для этого их варили и, чтобы отличить от сырых, окрашивали в разные цвета.
Яйца окрашивают в красный цвет в память о крови Спасителя, пролитой им за грехи человечества. Со временем при создании символа воскресения и вечной жизни стали применять и другие цвета.
Окрашивают яйца обычно пищевыми красителями. Можно использовать и натуральные красители: куркуму, свеклу, луковую шелуху, сухую крапиву или шпинат.
Еще один главный символ Пасхи – кулич.
Кулич - это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.
Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу и в первый день Пасхи.
По русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.
В Библии о куличе мы не найдем упоминания, потому что кулич - это относительно недавнее кулинарное изобретение XIX века. В Библии в качестве пасхального хлеба выступает обыкновенная пресная еврейская маца.
Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб - артос. Это связано с тем, что православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.
Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет важное значение.
А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.
Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.
И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.
Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца.
С приходом на Русь христианства языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).
Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.
Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.
Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом.
Каждый решает сам, когда ему заняться приготовлением праздничных пасхальных символов. Главное, чтобы это было сделано с чистой душой и добрым сердцем!