Найти тему
Живопись

Художник Констан Труайон: фарфоровый феномен

Мы с Вами, дорогой читатель, имели все шансы никогда не узнать имени Констана Труайона. Ибо поначалу герой нашей публикации творил свои чудесные пейзажи исключительно на фарфоре. А нам не так чтобы часто доводится лицезреть кофейники XIX века. Или рецензировать сервизы того же периода. Про полнейшее отсутствие старинного фарфора в частных арт-галереях и вовсе промолчим.

«Спасли» Труайона барбизонцы. Сказалась общность интересов, идеологическая близость (на почве наследия голландских мастеров) и давнее желание нашего героя обратиться к реалистичным сюжетам.

Констан Труайон, «Водопой скота», 1850, Художественный музей Уолтерса
Констан Труайон, «Водопой скота», 1850, Художественный музей Уолтерса
Констан Труайон, «Бегущие собаки», 1853
Констан Труайон, «Бегущие собаки», 1853
Констан Труайон, «Цыплята перед фермерским домом», между 1850 и 1860, Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Констан Труайон, «Цыплята перед фермерским домом», между 1850 и 1860, Художественно-исторический музей, Вена, Австрия

На наш скромный взгляд, самыми интересными работами Констана Труайона стали те, что посвящались надвигающейся грозе. Не уже разразившейся и не только что ушедшей, а именно что близящейся.

Констан Труайон, «Приближение грозы (у водопоя)», 1851, дерево, масло, 53 x 83.2 см, ГМИИ им А.С. Пушкина, Москва
Констан Труайон, «Приближение грозы (у водопоя)», 1851, дерево, масло, 53 x 83.2 см, ГМИИ им А.С. Пушкина, Москва

Когда последние лучи солнца ещё проникают сквозь сгустившиеся тучи, а воздух становится недвижим. Чистые цвета, наносимые крошечными мазками, идеально передают игру света и тени. Резкие контрасты тревожат воображение, намекая на хрупкость установившегося в природе равновесия. Эта тишина вот-вот расколется рокотом близкого грома, небеса пронзят яркие молнии и первые тяжёлые капли ударят оземь. Окружающая действительность изменится до неузнаваемости, когда гневливое небо обрушит на землю потоки воды. Но пока всё это — лишь предчувствие. А вдруг гроза пройдёт стороной?

Констан Труайон, «Приближение грозы», 1849, Национальная галерея искусств
Констан Труайон, «Приближение грозы», 1849, Национальная галерея искусств
Констан Труайон, «Рыбак», 1861
Констан Труайон, «Рыбак», 1861
Констан Труайон, «Дорога на рынок», 1859, Государственный Эрмитаж
Констан Труайон, «Дорога на рынок», 1859, Государственный Эрмитаж

Понимаете, дорогой читатель? Открытые цвета, малые мазки, тема ключевого мгновения и яркого впечатления, опора на реальные детали и обстоятельства: что это, если не преддверие импрессионизма? Перед нами — наследие художника, торившего путь в новую эру изобразительного искусства. Одного из тех феноменов, кому суждено было предопределить главное событие в мире живописи со времен итальянского Ренессанса.

Констан Труайон, «Последний летний день, Нормандия», Музей Хаггинса, Калифорния
Констан Труайон, «Последний летний день, Нормандия», Музей Хаггинса, Калифорния
Констан Труайон, «Вид на Ла-Ферте-Сент-Обен, недалеко от Орлеана», 1837
Констан Труайон, «Вид на Ла-Ферте-Сент-Обен, недалеко от Орлеана», 1837

Но не случись счастливой встречи Труайона с Руссо и Дюпре — и сегодня нам пришлось бы искать для Вас фарфоровую вазочку, дабы проиллюстрировать его авторский стиль! Воистину, история искусства полна иронии и сюрпризов.

Констан Труайон, «Рыбаки», около 1850, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия
Констан Труайон, «Рыбаки», около 1850, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия
Констан Труайон, «Гроза», между 1840 и 1865, Музей Бойманса Ван Бенингена, Роттердам, Нидерланды
Констан Труайон, «Гроза», между 1840 и 1865, Музей Бойманса Ван Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!