Где-то в недрах русской истории, среди звёздных имён и забытых биографий, живёт тёплая, добрая, светлая память о Василии Петровиче Верещагине — художнике, служителе Хроноса. Мастере живописи, авторитетном деятеле Академии художеств, создателе икон, фресок, иллюстраций и настоящих образных летописей русской истории. Он родился в Перми, вдали от столичных культурных салонов. В местах, где широкая река с величавым достоинством уносит вдаль свои неспешные воды, где молчание природы звучит выразительнее, а краски мира выглядят насыщеннее...
Имя Василия Петровича Верещагина не так уж часто звучит вне академических стен. Однако, когда речь заходит о полотне «Ночь на Голгофе», авторский почерк считывается безошибочно. Перед нами библейский сюжет, живописная апологетика скорби. Два события в одном «кадре»: распятие и снятие с креста. Градации света и тьмы выразительны и символичны: слева — подлунный фатализм с тремя крестами, справа — погребальное шествие в теплом золотистом свете факела, разгоняющем сумерки. Здесь Христос уже не Спаситель, а Сын...
Итак. На повестке дня — «Купание Дианы», предположительно принадлежащее кисти Питера Пауля Рубенса. Писано, опять же, ориентировочно в 1635 году. Ныне пылится в уважаемой частной коллекции где-то на просторах французской Ривьеры. Почти не появляется на людях. Холст, масло, немного свечной копоти. Всё как у людей. Не очень захватывающее вступление, не так ли? Со старинной живописью вообще дело обстоит довольно предсказуемо, en masse. Мастера признаны, подделки разоблачены, вариации пронумерованы. Музеи классиков — витрины вечности, а люди в них — почтенные просители вечных же истин...
Венецианский ребус в закатных тонах Картина Джорджоне «Три философа» — сущая загадка маслом. Её герои — явные аллегории, а детали пейзажа — туманные подсказки. Сегодня, по прошествии полутысячи лет с того момента, как мастер нанёс свой последний мазок, искусствоведы не стали ближе к разгадке истинной подоплёки её сюжета. Разве что пришли к общему знаменателю касательно нахождения сего полотна в собственности аристократа-интеллектуала Таддео Контарини. Не исключено, что венецианский дворянин не заказывал...
Наш космос инвертирован. Он больше не над нашей головой, теперь он — внутри нас. Превратился в идею погружения в личные переживания. В цифровое исследование собственного я. Это не хорошо и не плохо. Такова эпоха, таков путь. Наш новый горизонт — эгоцентризм, где каждый сам себе Сергей Королёв или Нил Армстронг. Мы так и не научились путешествовать к далёким мирам, и на пыльных тропинках нашей души остаются лишь следы рефлексии. Но кому от этого хуже? Бескрайняя виртуальная реальность стала нам ближе концепций навроде высадки человека на безжизненный шар из спрессованных временем силикатов...
301 читали · 1 неделю назад
Телеграм О живописи — красиво, умно и без скучных лекций Истории художников, секреты стилей, искусство глазами, руками и сердцем Заходите — будет красочно Присоединяйтесь! канал Лёли Городной
О нет, дорогой читатель, у Вас не двоится в глазах по случаю воскресного вечера😉. И нет, мы «не разучились в редактуру» и не опубликовали один и тот же пейзаж дважды. Перед Вами не плагиат, не ученическое подражание и не поздняя стилизация, а самые настоящие картины кисти Клевера-старшего. Обе две разные, даром что донельзя похожие. Дом? Тот, да не тот. Героиня? Та же и там же, но пребывает в чуточку ином настроении и состоянии... «Состояние»? Очень верное слово! Ключевое касательно данной пары полотен...
Человек, умеющий любить, непременно умеет ненавидеть. Всяк созидающий рано или поздно станет разрушать. Неудобная правда, безусловная истина. Вроде наличия клыков у нас во рту. Или специфики нашего бинокулярного зрения, типичного для активных хищников. Да, со временем люди переросли собственную биологию. Вышли за рамки био-логики. Освоились, остепенились, обзавелись тонким налётом культуры. Научились говорить и договариваться, понимать и хотя бы минимально ценить ближнего своего. Пришли к максиме о том, что Бог есть любовь...
«Импрессионизм»... Как это точно! И как символично. Термин, по запальчивости брошенный Луи Леруа, должен был стать камнем критики в огород Клода Моне. Но стал семенем истины, упавшим на благодатную почву истории. «Впечатлизм!» — иронизировал Леруа в адрес картины «Впечатление. Восходящее солнце», ещё не понимая того, насколько же оказался прав. Именно в первом, самом ярком впечатлении от знакомства с полотном и заключалось послание мастера. Бескомпромиссность индустриального фона, теснящая романтику...
Каспар Давид Фридрих (1774, Грайфсвальд, Шведская Померания — 1840, Дрезден, Королевство Саксония) — немецкий живописец, график, пейзажист, один из ключевых европейских художников XIX века; крупнейший представитель раннего немецкого романтизма. Пики «Исполиновых гор» кисти Каспара Давида Фридриха — вершина живописного стиля раннего немецкого романтизма. Воплощённый метакомментарий позитивизма, созерцательности и принципиальной непознаваемости мироустройства. Стараниями мастера природа предстаёт перед...