Найти в Дзене
Русская жизнь

Чего я не знал о йеменском кофе?

Каждый день кофе я начал пить не так давно, лет семь назад. И это не так, что я его не любил. Любил. В школьные и университетские годы я ездил в Гагру и Пицунду, где пил удивительный турецкий кофе в местных кофейнях. Все знают, там делают на песке. Какой удивительный был вкус! Но это по воспоминаниям, если бы я его попробовал сейчас, то я не знаю…

В Абхазии почему-то все пили кофе с апельсиновым соком, так нигде в мире не пьют. Наверное, в СССР это была такая субтропическая экзотика. В России вообще многое делают странно. Например, коньяк пьют с лимоном, хотя для французов это дикость. Я слышал, что Николай то ли Первый, то ли Второй терпеть не мог коньяк, поэтому он его закусывал лимоном, чтобы перебить вкус. Ну, а раз царь пил с лимоном, то и все русские до сих пор так пьют. Я тоже пью с лимоном, и мне очень нравится.

Хотя это и не по французской теории. Но вернемся к кофе.

Я не пил кофе, потому что я сделал себе когда-то анализ на аллергии, и этот анализ показал аллергию на кофе. И я тут же понял, что, выпив кофе, я не могу работать. То есть, кофе бодрит, придает ясность уму. Но, выпив кофе, я становился творчески непродуктивен. Кофе будоражит, не дает медленно сосредоточиться. Мысли скачут. Нет вдумчивости. А вот если выпить крепкого чаю, то все наоборот. Появляется глубина, тягучая непрерывность мысли. Выпил чаю, и доказал теорему.

Но лет семь назад я повторил эксперимент, и то ли я ошибся, то ли моя химия изменилась. Кофе стал мне помогать. И я на него подсел. Накупил оборудования, даже стал сам жарить зеленые кофейные зерна. Чтобы всегда пить свежий. Ароматный. Вкусный.

Но, честно говоря, совсем не поэтому. Просто мне было интересно научиться. Следить за кривой температуры зерен при обжарке. Просто научное любопытство физика-экспериментатора.

Кофе – это наука, простенькая, но все же требующая какого-то времени для изучения. И для экспериментов. Для опыта.

Короче, перепробовав множество разных видов кофе, я, наконец, открыл для себя йеменский кофе. Это мои зерна. Причем, кофе сильно варьируется по качеству и цене, но мне йеменские зерна нравятся вообще, любого качества.

Я купил бестселлер Нью Йорк Таймс «Монах из Мохи» про йеменский кофе. Автор – Дейв Эггерс. Но до него у меня не дошли руки, книга лежала на полке года три. А тут, оказывается, мой одноклассник Олег Булгак начитал аудиокнигу «Монах из Мохи». Ее, оказывается, уже перевели на русский. И я ее только что прослушал. В художественном отношении книга простенькая, но подкупает то, что это все основано на реальной истории.

Оказывается, хотя Йемен является родиной кофе, и хотя 300 лет назад весь кофе в мире экспортировался исключительно из Йемена (за вывоз зеленых зерен там полагалась смертная казнь), но в 20 веке Йемен вообще прекратил экспортировать кофе. Его место заняли Эфиопия, Южная и Центральная Америка, Ява, Индия, Индонезия.

И вот, жил в Сан-Франциско некто Мохтар Алханшали, американец йеменского происхождения. Который узнал, что его Йемен является родиной кофе. И он возгордился. И этот Мохтар решил опять превратить Йемен в ведущую кофейную державу. С этой идеей были некоторые небольшие проблемы, дело в том, что Мохтар не только ничего не знал о кофе и технологиях, но и не мог отличить хороший кофе от плохого. Но кого волнуют подобные мелочи?

Мохтар поехал в Йемен, и стал искать хороший кофе. Не нашел. Оказалось, что йеменцы ничего не понимают в кофе и пьют какую-то бурду. Собирают урожаи кофе, и срывают как созревшие зерна, так и недозрелые. Сорванные зерна не сортируют. Сушат неправильно. Получается пойло, которое йеменцы, тем не менее, пьют.

Более того, кофе в Йемене производить невыгодно, так как там все фермеры предпочитают выращивать наркотик кат. Он дороже.

Короче говоря, этот Мохтар все же добился своего. Он обучил ряд фермеров, которые начали производить кофе, получивший наивысшие рейтинги в мире. Американская компания Blue bottle начала продавать кофе от Мохтара по 16 долларов чашечка. И это было давно, еще до инфляции. Сам Мохтар (его компания Port of Mokha) продает зерна за баснословные цены, но уже полно более дешевого йеменского кофе, который я сейчас покупаю. Зеленые зерна стоят 10 или 15 или 20 долларов за фунт. Обжаренные – 30 долларов. Это не Мохтаровские 200 долларов!

Слушать книгу Эггерса было одним удовольствием. Оказывается, я про кофе все знаю. Слушаешь, и получаешь самовалидацию. Но, в принципе, это не художественная книга, а учебник по кофе.

Этот Мохтар в книге Эггерса – герой. Поехал в Йемен, и на фоне войны, бомбежек городов саудитами, атак шиитских племен, он сумел создать продукт мирового уровня. У него стали брать интервью CNN и BBC. Эггерс написал о нем книгу. Святой просто.

Но я поискал о нем информацию в интернете, оказывается на него подавали в суд за рэкет. Он создал компанию по закупке йеменского кофе, набрал миллионные инвестиции. Естественно, его доля в этой компании становилась все меньше и меньше. Многие ведь в нее вложились. И на их деньги он обучил в Йемене ряд фермеров, построил станции сушки и сортировки. И он всех своих инвесторов кинул, создал новую компанию. Которая, в силу его йеменских связей, смогла перехватить у старой компании всех поставщиков. Мошенник.

Более того, он настоял на том, чтобы Эггерс ничего о второй и первой компаниях не писал. Иначе не будет сотрудничать и давать материал.

Я разочарован. Я думал, этот Мохтар – святой. А он, оказывается, бандит с большой дороги. Не все так, как в книжках пишут!

На фото – Мохтар в центре:

Вадим ОЛЬШЕВСКИЙ

Кофе
124,2 тыс интересуются