Рассматривал на днях картинки из очередной подборки лучших лондонских вечерних чаепитий — и поймал себя на мысли, что эти самые вечерние чаепития давно уже стали не только форматом подачи чая, но и достаточно самостоятельным художественным форматом. Как чайники или чайные павильоны — только не таким масштабным.
Вам же наверняка встречались всякие причудливые художественные объекты, формально являющиеся чайниками? Конечно, встречались. А если не встречались, то погуглите по Teapot Art или сразу сходите на сайт Grafton Pottery — там керамисты с чайниками от души отрываются. Совершенно аналогичным образом отрываются архитекторы с чайными домиками. Если вы читаете «Сову и Панду», то, наверняка, обращали внимания на архитектурные подборки Антона Дмитращука — там тоже часто бывают очень причудливые решения. А если не читаете, то тоже погуглите — по Modern Tea Houses или по Artful Tea Houses. И снова посмотрите картинки.
Безусловно, часть художественных чайников и значительная часть художественных чайных павильонов могут быть использованы по непосредственному назначению. Но при этом, и не менее безусловно, художественная функциональность этих чайников и домиков доминирует над инструментальной. Тот миг, ради которого создаются эти объекты, возникает не тогда, когда в них заваривают чай или устраивают чаепития — а когда их видят люди, способные оценить их художественную ценность.
Для меня в какой-то степени показательным является тот факт, что одна из архитектурных студий, экспериментирующих с чайными домиками — a1architects — работает в Чехии. Но чешские чайные коллеги, среди которых у меня много очных и заочных знакомых, почти не взаимодействуют в этими чайными пространствами. Ну или я такого взаимодействия не замечал. Но это так, к слову.
Я это все к тому, что совершенно аналогичным образом обстоит дело с английским послеобеденным чаепитием. Я знаком с ними уже почти двадцать лет — и все это время не мог понять, почему эти чаепития так радуют меня при заочном знакомстве и так разочаровывают — при личной встрече. А недавно вот понял. Большая часть Afternoon Tea давно уже создается не для еды, а для красоты — с условием форматных ограничений, конечно. Никому ведь в здравом уме не придет в голову мысль требовать исключительного вкуса от шоколадной скульптуры или от продукта художественной резьбы по арбузу. Все эти вещи — они не для языка, для глаз. Вот и с Afternoon Tea примерно такая же ситуация. И, возможно, мой личный вкусовой дискомфорт при употреблении внутрь английских послеобеденных чаепитий был связан не только с их объективными вкусовыми недостатками, но и с тем, что я съедал арт-объект.
Не чайный, не гастрономический, а художественный подход к Afternoon Tea полностью меняет их восприятие. Раньше, рассматривая картинки с очередной английской сервировкой, я все время представлял себе вкусовые впечатления от всего, что находится в кадре — и реально страдал. Потому что чаще всего понимал, что все, выставленное на чайный стол, просто колом встанет в организме, а чай в этом чаепитии используется как вода в цементном растворе — для того, чтобы сначала все однородно перемешалось, а потому лучше схватилось. Избавление же от безысходных мыслей о том, каково все это на вкус, делает рассматривание картинок с теми же лучшими английскими чаепитием в Лондоне легким и приятным. И многие их этих чаепитий сразу начинают нравиться.
Вот, например, вечернее чаепитие с этажеркой-корабликом и Питером Пэномсовершенно замечательное. И с динозаврами тоже ничего. Про Чарли и шоколадную фабрику — очень стильное. И Prêt-à-Portea Afternoon Tea с пирожными-ножками, пирожными-пальто и пирожными-головами прикольное. И традиционные для Англии вариации на темы Алисы тоже бывают очень хороши. Ну или вот недавно японцы красиво выступили — и в кафе Omotesando в Токио сделали Pikachu Afternoon Tea — все такое желтенькое-желтенькое.
Смотрите на здоровье! Это еще и очень экономно, кстати.