В настоящее время кроссоверы стали самым популярным типом автомобилей: именно на них приходятся основные продажи, а автопроизводители раздувают свои модельные линейки, чтобы добавить туда побольше кроссоверов самых разных размеров.
Появились купе-кроссоверы, кроссоверы-кабриолеты и даже минивэны-кроссоверы (посмотрите, например, на последний Renault Espace).
Не утихают и споры о том, какой автомобиль можно считать первым кроссовером. Кто-то думает, что это «Нива», но есть и другой кандидат — американский AMC Eagle.
Один отличный экземпляр я сфотографировал во время посещения «Олдтаймер Галереи» в Питере.
AMC Eagle был полноприводным пассажирским автомобилем среднего класса, выпускавшимся компанией American Motors Corporation (AMC) с 1979 по 1987 годы.
Интересно, что он производился в кузовах купе, седан, универсал (как на фотографиях).
В 1981 году модельную гамму пополнили двухдверные SX/4, Kammback и даже кабриолет Sundancer. И все с огромным дорожным просветом и полноприводной трансмиссией!
Eagle был единственным полноприводным пассажирским легковым автомобилем, производимым в США в те времена.
Он был доступным по цене, комфортным для передвижения по шоссе и был очень неплох на лёгком бездорожье. Именно поэтому AMC Eagle считается самым первым кроссовером.
AMC Eagle был создан главным инженером Jeep, Роем Ланном, как полноприводный автомобиль, который мог бы ездить и управляться как обычные заднеприводные модели.
Он соединил кузов AMC Concord с полноприводной трансмиссией. Создание такого автомобиля было логичным шагом для AMC, которая оказалась в сложной финансовой ситуации после второго энергетического кризиса, ударившего в 1979 году.
AMC Eagle стал недорогим способом заполнить пробел между надёжными и экономичными, но устаревающими «обычными» автомобилями и престижной, но заточенной на бездорожье линейкой Jeep.
В итоге новинка заполнила ценовой прогал между дешевыми импортными полноприводными Subaru и большими семейными машинами, такими как Jeep Wagoneer.
Он стал также первым массово производимым автомобилем с автоматической трансмиссией и постоянным полным приводом. Также он стал первым в США полноприводным автомобилем с независимой передней подвеской.
Эти автомобили использовались в первой в США школе вождения по льду благодаря их хорошей управляемости на скользкой дороге.
AMC Eagle обладал высоким уровнем безопасности и хорошим сцеплением с дорогой, при этом он не конкурировал с традиционными полноприводными машинами: модель изначально проектировалась для клиентов, которым нужно ездить в любых условиях, а не для развлечений на бездорожье.
В стандартной комплектации были усилитель руля, передние дисковые тормоза и шины с вайтволами на 15-дюймовых дисках. Была и более дорогая комплектация Limited.
Для купе и универсала также существовал «спортивный» пакет, который включал в себя шильдики «Sport», обивку сидений Durham Plaid, обтянутое кожей рулевое колесо, радиальные шины Tiempo P195/75R15, противотуманные фары, галогенные лампы дальнего света и ряд других отличий.
Все автомобили AMC Eagle поставлялись с «антикоррозионной защитой фабрики Ziebart» и 5-летней гарантией на отсутствие ржавчины.
Автомобиль оснащался только одним типом двигателя — 6-цилиндровым объемом 4,2 литра. Он работал вместе с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач Chrysler A998.
Передачей мощности к осям занималась раздаточная коробка New Process 119 с вязкостной муфтой, которая позволяла использовать полный привод постоянно.
На автомобиль устанавливались дифференциалы Dana 30 и Dana 35.
AMC Eagle отличался от Concorde в первую очередь увеличенному на 76 мм дорожному просвету. Увеличившееся пространство внутри колёсных арок было заполнено пластиковыми расширителями, окрашенными зачастую в цвет кузова.
Модель стала очень популярной в снежных регионах США благодаря сочетанию полного привода с кузовом обычного автомобиля.
Высокий спрос на новые полноприводные машины привел к тому, что AMC остановила в декабре 1979 года производство плохо продающегося AMC Pacer, освободив производственные мощности в городе Кеноша для Eagle.
Производство продолжалось до 14 декабря 1987 года.
Интересно, что существовала также версия с турбодизелем VM Motori (такие же ставились на экспортные УАЗики). Правда собрано таких автомобилей было не более 7 штук.
Экземпляр, который показали на выставке, был выпущен в 1986 году. Это был второй год, когда продажи модели в США начали катастрофически падать.