Что побудило написать об этом?
Обычно под хранением мотоцикла понимают его жизнь вне мотосезона, то есть в нашей полосе примерно с октября по апрель. Да, зимнее хранение, безусловно, важно. При этом давайте посчитаем, сколько часов в неделю мотоцикл используется по прямому назначению (проще говоря, ездит) в сезон? Если мот катает 3 часа в день каждый день, то это 21 час в неделю. Всего 12,5% времени. Остальные 147 часов (или же 87,5% времени) на этой неделе техника стоит на приколе, то есть хранится. Если произвести аналогичный расчет в масштабах года, то окажется, что эксплуатируется ваш любимец всего 6% времени.
Замечали разницу между состоянием байков в крупных мотосалонах, торгующих подержанной техникой? Там есть, что с чем сравнить. Вот смотришь, вроде и год выпуска одинаковый, и пробег примерно схож, и оба «только что из Германии», а один мотоцикл сияет, будто недавно с заводского конвейера, а другой – совсем унылый «пенсионер». Понимаю, что свой отпечаток накладывают нюансы эксплуатации, но где и как мот отдыхал между поездками – половина дела.
Кроме внешнего вида байка, хранение влияет на состояние электрики, здоровье двигателя, работу механизмов трансмиссии, приводов и прочее. Все это оказывает действие на ваше настроение, удовольствие от владения и на конечную цену, если захотите мотоцикл продать.
Что мы будем понимать под хранением?
Давайте разделим так:
1. Повседневное хранение в сезон. Это где и как мотоцикл находится между поездками;
2. Длительное хранение в сезон (месяц и более). Командировка, отпуск или другая причина, по которой вы не подходите к мотоциклу длительное время летом;
3. Хранение не в сезон. Это уже отпуск для мотоцикла, длящийся несколько месяцев. Опять же, межсезонное (зимнее) хранение бывает разных видов – в помещении, где есть вероятность выпадения конденсата из воздуха, и в помещении, где такая вероятность низка. Ну, или хранение на улице.
Какие вредные факторы, воздействуют на мотоцикл при хранении?
1. Солнечные лучи. Комплексный фактор воздействия тепла и ультрафиолетового излучения. Понятно, что это не зимой. Под солнечными лучами краска выцветает, пластик деформируется и становится более хрупким, резинки пересыхают, винил трескается, моторезина стареет;
2. Влага - вода (дождь и снег), а также выпадающий из воздуха при изменении его температуры конденсат (роса). Влажные детали с удовольствием начинает подъедать коррозия, сильно страдает внешний вид. Пропадает контакт в разъемах в электропроводке, возникают «паразитные токи». От окисления затрудняется перемещение в подвижных узлах;
3. Локальный нагрев. Например, если мот стоит около раскаленной батареи. Усиленное старение обеспечено;
4. Давление. Имеется в виду давление веса мотоцикла на покрышки. Если мот долго не двигается, резина на колесах может стать «немного квадратной». И давление чего-то, что вы положили на сиденье, это что-то может его продавить или деформировать;
5. И время, конечно. Это тот фактор, под действием которого происходят постепенные процессы – коррозия, окисление нефтепродуктов, коробление и потеря свойств резиновых и пластиковых деталей, старение лака, краски и т.д.;
6. Подробно не буду писать, но напомню про вандалов, которые проходя мимо припаркованного мотоцикла готовы совершить какую-нибудь пакость.
Где обычно хранят мотоцикл?
1. На мой взгляд, оптимальным местом для хранения любой техники является закрытый гараж с отоплением, где температура относительно постоянна, зимой не падает ниже +5°С, и имеется хорошая система вентиляции, возможно, принудительной. Вероятность выпадения конденсата из воздуха – очень низкая;
2. Такое место – большая редкость. Поэтому существуют организации, готовые принять ваш мотоцикл на хранение к себе, обеспечив сохранность и все «комфортные» условия для него. Естественно, не бесплатно, но и не за баснословные деньги (мот не так много места занимает). Ищите такие организации в интернете;
3. Гараж без отопления, но с низкой вероятностю выпадения конденсата из воздуха при изменении температуры на улице на плюсовую и просто весной. Как это определить? Исключительно опытным путем: зайти в такой гараж при потеплении или в начале апреля, если внутри сухо, то просто отлично! У меня гараж именно такой, и это не плохой вариант;
4. Гараж без отопления и с постоянным выпадением конденсата. Пример из жизни. Пожилой человек эксплуатирует свои «Жигули» только летом, на зиму запирает как раз в такой гараж. Весной мы туда зашли и ахнули: все вещи, что есть в гараже, включая автомобиль, находятся под тонким слоем воды, все стены и даже доски на полу - влажные. Что могло намокнуть, намокло. Что может заржаветь, уже ржавое. Скорее всего, дело в неоптимальной вентиляции такого гаража. Даже в теплое время года его использование не особо желательно. Кстати, летняя проверка вентиляции: во время дождя ставим сырой автомобиль вечером в гараж, к утру машина должна быть сухой. Если нет, тогда для профилактики коррозии лучше держать автомобиль просто на улице;
5. Навес на улице. Неплохой вариант для лета, защищает от прямого солнца и дождя. Позволяет прекрасно проветриваться и высыхать влаге. К сожалению, не защищает от хулиганов, поэтому оптимален только для владельцев частных домов;
6. Просто держим мот на улице. Под чехлом или даже без. Плотный чехол защищает от солнечных лучей и дождя, но не позволяет влаге, скапливающейся под ним, быстро высыхать. Влага будет, достаточно вспомнить, что летом утром и вечером случается роса. А без чехла на мотоцикл обрушивается вся сила ультрафиолета и воды. Также помним про шпану. Пожалуй, это самый неоптимальный вариант содержания железного друга, используйте его только в случае крайней необходимости;
7. Теперь о главном. Каждый выбирает вариант хранения исходя из своих личных условий и возможностей. У вас есть гараж? Отлично! Молодой парень держит пит-байк на улице, пристегнув его цепью к перилам у подъезда? А где ему его держать? Летом мот стоит у подъезда, зимой хранится у друга на подземном паркинге – тоже вариант. Некоторые даже домой технику затаскивают. Уверен, что каждый владелец мотоцикла перед его покупкой подумал, где он будет хранить свой байк.
Каковы советы по ежедневному хранению мотоцикла?
1. Не допускайте, чтобы мотоцикл длительное время стоял под прямыми солнечными лучами. Найдите место в тени;
2. Не желательно держать мот и под дождем. Солнце, дождь и ветер разрушают даже горы! Агитирую завести для железного коня стойло – гараж;
3. Если байк стоит на улице, накройте его чехлом. Чехол защитит от солнца, дождя и излишнего внимания местной шпаны;
4. Если мотоцикл хранится под чехлом, один раз в несколько дней снимайте чехол, чтобы байк просох. Лучший способ просушить мотоцикл – прокатиться на нем в хорошую погоду! Чехол выворачивайте наизнанку и тоже давайте высохнуть;
5. Не стоит забывать про нанесение на окрашенные поверхности автополиролей и воска. Их огромный выбор, цветных или бесцветных, дорогих или не очень – на ваш вкус. Кроме восстановления цвета и придания красивого блеска полироли защищают от агрессивного воздействия солнца и воды;
6. Не натирайте сиденье из искусственной или натуральной кожи силиконом, например, губкой для обуви. Эффект очень кратковременный, далее силикон высохнет, а прилипшая к нему грязь останется. Используйте специальные средства для ухода за сиденьями мотоцикла, например, Motul E4 Perfect Seat;
7. В продаже имеются средства для придания красивого блеска и защиты для хромированных и алюминиевых деталей, пластика (к примеру, брендов Autosol, Motul, DoctorWax);
8. Если ожидается длительная стоянка мотоцикла (месяц и более), на хромированные части перьев передней вилки в зоне работы пыльников и сальников («зеркало»), а также на штоки амортизаторов задней подвески (на шток, если моноамортизатор) нанесите всем известный состав WD40 или аналогичный. «Вэдэшка» защитит от коррозии, которая может появиться очень быстро. Перед первой поездкой после стоянки не забудьте эту смазку удалить ветошью, налипшая там грязь совершенно ни к чему;
9. Перед длительной стоянкой смажьте цепь (если она есть), доведите давление в колесах до нормы;
10. Не лишним будет напомнить про использование защитных смазок для электрических контактов. Смазки бывают токопроводящие и нетокопроводящие. Токопроводящие используем там, грубо говоря, «один провод и один разъем». Например, крепление плюсового провода к клемме на стартере. Диэлектрические (нетокопроводящие) смазки применяются для обработки соединительных колодок, где имеются разъемы нескольких цепей. Специально разбирать весь мотоцикл, чтобы обработать электрику, не нужно. Используйте смазки, если по каким-то причинам пришлось снять или разобрать деталь, и там есть электрические контакты или открылся к ним доступ. И, конечно, обрабатываем все видимые без разборки узлов разъемы, им достается больше всего;
11. Межсезонное (зимнее) хранение – отдельная тема с большим количеством вопросов. Этому будет посвящена другая статья.
Лайки, репосты и комментарии приветствуются!