Найти в Дзене
Флюид Лайн

Строительство мощных атомных ледоколов в России

Оглавление
Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://yandex.ru/images/

Обновление ледокольного флота

Суда этого типа разработаны для обслуживания СМП. Они выдерживают самые суровые условия, и поэтому могут использоваться для арктических экспедиций. Эти гиганты были разработаны на смену старым советским ледоколам, построенным в 1970-1980-е годы и с тех пор морально устаревшим (не говоря уже о физическом износе). Использование новых судов позволит сократить расходы, поскольку стоимость эксплуатации у них ниже, чем у тех, что были построены по старым проектам и нуждались в регулярном ремонте.

Планируется, что из всех старых судов в эксплуатации останется только один атомоходов — наименее изношенный из них — "50 лет Победы". А всего ледокольный флот будет включать семь судов с ядерной силовой установкой и четыре неатомных ледокола. Головным судном станет атомоход "Россия" проекта 10510.

Планы по обновлению флота уже воплощаются в жизнь. В 2022 году был принят в эксплуатацию ледокол "Урал", спущен на воду универсальный ледокол "Якутия", но флот будет обновляться и дальше, поскольку комплексное развитие Арктики было признано стратегическим приоритетом государства. И в 2023 году планируется вложить более 70 млрд. рублей инвестиций в строительство двух самых мощных в мире атомных ледоколов, которые не имеют аналогов в других странах.

Особенности проекта 22220

Целью этого проекта было создание современных атомоходов, которые могли бы пробивать большую толщу льда — как минимум до 3 м. Но при этом нужны были универсальные суда, которые могли бы эксплуатироваться как в море при больших глубинах, так и в речных руслах. Так появились атомоходы проекта 22220, которые оснащены надежными и безопасными в эксплуатации ядерными энергетическими установками, а также отличаются длительным сроком службы — не менее 40 лет. Для сравнения у старых атомоходов срок службы составлял 25-30 лет (и уже давно истек). Новые суда также накапливают и расходуют энергию с высокой эффективностью.

Мощные атомные ледоколы: что известно о начале строительства

Новые ледоколы строятся по проекту 22220. В 2024 и 2026 году на воду будут спущены атомоходы "Якутия и Чукотка".

А инвестиции будут направлены на серийные ледоколы "Камчатка" и "Сахалин". Планируется, что первое судно будет заложено на верфи уже весной 2024 года, а второе — осенью 2025 года. Названия "Камчатка" и "Сахалин" продолжают традицию проекта 22220, потому что ледоколы часто называют или в честь легендарных советских флагманов северного флота, или, исходя из названий, расположенных рядом географических объектов. Но при выборе названия учитывают и мнение капитанов.

Спуск на воду новых мощных единиц флота будет означать расширение границ судоходства в рамках Большого СМП, который соединяет западную часть страны по морю с Дальневосточным регионом.

Характеристики ледоколов нового поколения в этом проекте:

· мощность на валах — 60 МВт для энергетических установок;

· две ядерные силовые установки на атомоходе;

· наименьшая осадка — около 9 м, что и позволяет проходить по руслам рек;

· ледопроходимость — более 3,0 м, по некоторым сведениям — смогут пробивать толщу льда до 4 м (у судов старого поколения — 2,25 м)

· ширина — 34 м, а ширина пробиваемого канала — 37 м;

· длина — свыше 173 м;

· высота — более 15 м.

Эти атомоходы смогут обеспечить круглогодичную навигацию в северных широтах. Предполагается, что они будут использоваться для прокладки путей, которые позволят доставлять сырье с месторождения Ямала и шельфа Карского моря на Дальний Восток, а оттуда — потребителям в страны Азии.

Ввод новых атомоходов в эксплуатацию должен состояться в 2028 и 2030 гг. Также в рамках выделенного бюджета предполагается строительство многофункционального судна технического обслуживания. Оно необходимо для того, чтобы можно было перезаряжать судовые силовые установки. Это судно должно быть спущено на воду в 2029 году.

Проектированием судов занималось ЦКБ "Айсберг", которое специализируется на ледоколах. Все атомоходы по этому проекту строятся на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге. Там строили и те суда, которые уже были введены в эксплуатацию.