Как началась история Тойоты? Происхождение компании — это рождение двух человек: Сакити Тойода, отца и основателя компании, которая произвела революцию в японской текстильной промышленности, и его сына Киитира Тойода. Сакити Тойода был изобретателем первого в Японии автоматического ткацкого станка. Он запатентовал свое изобретение в Патентном бюро в 1885 году. Управление назвало его одним из десяти самых важных японских изобретателей.
Его увлечение машинами и производством присутствует в Toyota и по сей день. Может возникнуть соблазн сравнить влияние, которое Сакичи Тойода имел на швейную промышленность, с силой, с которой Toyota пытается модернизировать производство своих автомобилей. Первым запатентованным изобретением Сакичи Тойоды была деревянная ткацкая мастерская, и ее использование улучшило качество продукции и увеличило производство на 40-50%.
Внедрение на рынок автоматического ткацкого станка увеличило его в четыре раза, при этом себестоимость производства ткани снизилась на 50%. Постройка этой машины пришлась как раз на то время, когда в Японии возрос спрос на дешевые, но качественные текстильные материалы. После нескольких попыток найти деловых партнеров в январе 1918 года Сакичи Тойода зарегистрировал Toyoda Spinning and Weaving Co. ООО (прядильное и ткацкое).
Важны воспоминания о предприятиях Сакичи Тойоды, направленных на дальнейшее развитие компании. Не осталась незамеченной и его манера поведения. Даже когда он уже был президентом компании, вид начальника, подбирающего ненужные гвозди или падающего с пола комка ваты, не был чем-то необычным для сотрудников. Он всегда верил в честный труд, благодарность и самоотверженность, а больше всего в силу экспериментирования.
30 октября 1935 года, через пять лет после его смерти, были составлены «Максимы» Тойоды. Эти стандарты действуют и сегодня. Они заложили основы современного управления компанией, они видны в «Принципах Toyota Motor Company и стиле Toyota».
Киичиро Тойода — первый производитель Toyota
Киитиро Тойода, как и его отец, был очарован машинами и механическими устройствами. Полученное им образование идеально соответствовало интересу рынка к автомобильной технике. Киитиро путешествовал по Америке и Европе. Он следил за местными рынками автомобилей и, вернувшись в Японию, решил изменить профиль производства.
Японский авторынок был очень маленьким. В 1929 г. в Японии было зарегистрировано 80 000 автомобилей, в то время как производство трех крупнейших японских автопроизводителей не превышало 400 автомобилей в год. Это также стало причиной того, что ткацкие фабрики Toyoda были реклассифицированы как автомобильные фабрики.
Во-первых, нужно было закупить станки (ткацкие мастерские были лишь прикрытием для соответствующего оборудования). Затем были установлены электропечи и прецизионные станки. Во время подготовки стратегия Киичиро Тойоды начала обретать форму. Он считал, что хорошие автомобили не будут стоить много, если их цена будет выше финансовых возможностей покупателей. Он знал, что они должны быть дешевле импортных автомобилей. Цель Тойоды состояла в том, чтобы создать автомобиль, который мог бы быть куплен массовой аудиторией, то есть автомобиль с двигателем объемом 3000 куб. см, конкурентоспособный с Ford или Chevrolet. В сентябре 1933 г. на Тойодской ткацкой фабрике был открыт автоцех.
В том же году был выпущен первый двигатель, шестицилиндровый мощностью 3389 куб.см. В мае 1935 г. С завода вышла первая Модель А1 с двигателем А-типа — первый прототип Toyota. Изначально компания сосредоточилась на выпуске грузовиков и автобусов, но продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию легкового автомобиля Toyota.
Вскоре модель AA заменила своего предшественника. Понимая важность оригинальности, был создан логотип компании. Внешний вид нового логотипа передал значение скорости, он состоял из восьми элементов, ведь японская восьмерка приносит удачу. В то время название компании было изменено со слогана Тойода на Тойота.
Начало Toyota Motor Corporation — отсылка к прошлому
История Toyota как автомобильного завода началась в Карае (именно здесь первоначально располагался завод). После 1936 года Киичиро Тойода купил земли в Коромо-тё. Именно там, на 2 миллионах квадратных метров, в 1959 году был построен Toyota City.
Автомобильный отдел постоянно развивался и было принято решение о расширении завода, ориентированного на массовое производство автомобилей. В марте 1937 года правление компании одобрило создание новой компании в Коромо. Тойота Мотор Ко. Ltd начала свою деятельность 25 августа 1937 года. Строительство завода в Коромо (ныне завод в Хонша) началось в сентябре 1937 года и было завершено годом позже. Открытие завода знаменует начало коммерческой деятельности Toyota Motor Corporation (TMC).
TMC быстро становилась процветающей компанией. Однако в год, когда предприятие выпустило 3275 грузовиков, с конвейера не сошла ни одна легковая машина.
На грани банкротства
Конец 1940-х был тяжелым временем для Toyota. Из 9600 рабочих на заводе Коромо к октябрю 1945 года осталось только 3700. Однако Киитиро не отказался от идеи построить небольшой легковой автомобиль. Он спроектировал автомобиль длиной 4,5 метра с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. легковых автомобилей.
Следующие годы стали тяжелым испытанием для новой компании. Модель SA не пользовалась популярностью, прибыль компании стремительно падала. Инфляция захлестнула рынок, и компания влезла в большие долги. Требовались инвестиционные затраты. При этом Toyota придерживалась своей политики не сокращать персонал, хотя и случались частые задержки с выплатой зарплаты рабочим. Пик финансового кризиса пришелся на 1950 год — 2146 сотрудников уволились по собственному желанию. Именно тогда Тайдзо Исида занял пост президента компании, находящейся на грани банкротства.
Модернизация компании
Финансовые трудности стали горьким уроком, но они научили TMC полагаться только на себя. Каждый отдел работал над поиском источников и методов производства собственных материалов — принцип, возможно, даже навязчивый, который до сих пор применяется в Toyota.
Отставка Киичиро совпала с общим улучшением японской экономики в целом. экспортный отдел Toyota Motor Sales Company получил первый заказ. Убыток в размере 76,5 млн иен в 1950 финансовом году превратился в прибыль в размере 249,3 млн иен в следующем году. За последние пять лет компания активизировала работу по модернизации и повышению эффективности не только производства.
Спрос на грузовые и легковые автомобили рос. Toyota Motor Sales Company по-прежнему основывалась на системе ежемесячных платежей, широко признанной началом современной системы продаж и финансирования внутри компании. Капитальные затраты увеличились. В 1952 году производство Toyota составляло 14 000 автомобилей в год.
Начало развития компании
1955 - 1964 годы были годами развития как японской экономики, так и Toyota. На рынке появилось много небольших компаний, которым нужны были небольшие грузовики для перевозки грузов.
Наибольшее их количество было продано в период с 1955 по 1960 год. Объем производства легковых автомобилей увеличился с 20 000 до 165 000 в 1960 году. Началась гонка между различными производителями за наибольшую долю рынка легковых автомобилей. Лучшей была модель Toyota Crown, а позже, с 1957 года — Corona.
В то время Toyota начала экспортировать свои автомобили в США и Бразилию.
Производственные инновации и новые способы управления компанией
Повышение уровня производства привело к увеличению инвестиций в расширение заводов. В апреле 1956 года была достигнута гораздо более ранняя цель выпуска 3000 автомобилей в месяц, следующей планкой, достигнутой достаточно быстро, стала цифра 10000 автомобилей в месяц.
Быстрый рост производства потребовал внедрения новых производственных технологий, разработка которых началась с концепции «точно в срок» Киитиро Тойоды в 1937 году. На производственных линиях были установлены новые, гораздо более эффективные станки.
Внедрена система «дзидока», позволяющая плавно регулировать производство – увеличивать и уменьшать объем производства в зависимости от рыночной ситуации. Система предполагала подготовку работников для выполнения нескольких производственных функций, а не для работы только с одним его участком. Он четко подтвердил принцип не производить больше деталей, чем необходимо, и остается одним из руководящих принципов производственной системы Toyota даже сегодня.
После усовершенствования методов производства пришло время внедрить систему непрерывного совершенствования. Система Кайдзен мотивирует и поощряет сотрудников проектировать место и улучшать условия труда. С другой стороны, система Канбан способствовала более эффективному обмену информацией и, таким образом, улучшила систему «как она должна быть».
Производственная система Тойота
Системы «точно вовремя» Кайдзен и Дзидока подвергались постоянным преобразованиям и модификациям. Путем проб и ошибок была выработана непротиворечивая модель производственной системы, которая была внедрена на всех заводах Toyota, включая заводы по производству деталей и производственных материалов. Эта система была названа производственной системой Toyota (TPS).
Его правила гласят:
- Объем производства следует увеличивать, добиваясь его гибкости;
- Следует постоянно контролировать место и время использования необходимых в производстве деталей;
- Устройство машин должно быть подчинено принципу облегчения труда людей, а не связанных с ними функций.
В настоящее время TPS известны во всей автомобильной промышленности и используются компаниями не только этой отрасли. В нем содержится множество получивших широкое признание концепций – концепций, которые были заложены основателями концерна Toyota.
Начало легенды
Автомобильная промышленность переживала годы процветания. Спрос на автомобили для белых воротничков продолжал расти. Toyota решила не модернизировать уже существующую Publica, а создать совершенно новый и лучший автомобиль. Toyota представила миру Corolla. Появление Corolla стало поворотным моментом в истории компании. Этот автомобиль положил начало четкой тенденции во всех его преемниках - автомобили должны быть сконструированы таким образом, чтобы их качество превзошло все конкурирующие автомобили, имея в виду, что они должны быть доступны для среднего класса.
У Corolla новый дизайн, новая подвеска, новый двигатель и новый завод, на котором она была произведена. В сентябре 1966 года был основан завод в Такаоке. Первоначальная производственная мощность завода составляет 1 360 000 квадратных метров и составляет 20 000 автомобилей в месяц. Коммерческий успех Corolla позволил Toyota создать мощную сеть продаж. В 1968 году годовой объем производства достиг отметки в один миллион автомобилей.
От отечественного производителя до мировой державы
Европа, колыбель автомобилестроения, стала серьезным испытанием для Toyota. Европейский рынок считается самым требовательным. Когда датчане появились на Токийском автосалоне в октябре 1962 года и были заинтересованы в распространении Toyota в Дании, Швеции, Норвегии и Исландии, их просьба была отклонена. Однако по настоянию датской команды в декабре 62-го в Данию была отправлена тестовая партия Toyota. Toyota авторизовала своего первого европейского дистрибьютора. В следующем году в Данию было экспортировано 400 праворульных Toyota Crown, а в 1964-м уже 1500. Через год уже работало представительство Toyota в Финляндии, которое сразу же ввезло 2000 автомобилей после личного тестирования Toyota Corona.
За Скандинавией последовали Нидерланды, затем Бельгия и Швейцария. К концу 1960-х дилеры Toyota уже работали в Великобритании, Франции, Италии, Австрии и Греции. В конце десятилетия TMS уже экспортировала свою продукцию практически во все страны Европы. Крупнейшими получателями по-прежнему были Скандинавские страны и страны Бенилюкса. В других по-прежнему преобладало европейское производство.
Это изменилось в семидесятых годах. Экспорт в Великобританию увеличился с 1000 в 1970 году до 19000 автомобилей в 1973 году. Экспорт во Францию и Германию также улучшился. В 1960 году Toyota экспортировала в Европу 13 автомобилей, в 1965 году их было 5900 единиц. Восемь лет спустя - 163 000.
Нефтяной кризис в Японии временно поставил под угрозу экспорт, но, как это ни парадоксально, по мере его распространения на другие рынки спрос на японские автомобили, уже известные своим качеством и низким расходом топлива, увеличился. Большинство Toyota было продано в Северной Америке. Расход топлива стал одним из решающих факторов при покупке автомобиля, резко возрос спрос на малолитражные автомобили.
Рост в Европе
Постепенно европейский рынок был перестроен, и с 1975 года он значительно улучшился. Toyota воспользовалась возможностью построить производственную линию на Старом континенте и авторизованную сеть продаж. Первая европейская презентационная конференция состоялась в марте 1976 года. Представители Toyota ознакомились с местными условиями – мощеными улицами Бельгии, извилистыми дорогами Швейцарии и немецкими шоссе. Решением конференции было создание продукта, более подходящего для европейских рынков.
В сентябре 1976 года в Европу была экспортирована миллионная Toyota. Были усилены сеть продаж, система распределения запчастей и послепродажное обслуживание. В том же году в Европе было продано 200 000 автомобилей Toyota. В 1980 году, после появления Toyota Starlet, Tercel и Corolla, продажи достигли уровня 300 000 единиц в год.
1980 год стал рекордным для продаж Toyota в Европе. Вскоре после этого были введены ограничительные законы об импорте. Иена значительно обесценилась. Были предприняты усилия по противодействию последствиям — Toyota первой ввела принцип оплаты своей продукции в местной валюте, но цены значительно выросли и тенденция к росту продаж рухнула.
В Америке, напротив, произошел резкий скачок продаж. Toyota начала битву с Volkswagen, первым экспортером на американский рынок. В 1976 году в США действовало более 1000 дилерских центров Toyota, а заводы были построены в Лос-Анджелесе и Калифорнии. Падение иены потрясло рынок в 1977 году, а нефтяной кризис 1979 года положительно сказался на продажах в Америке.
Слияние и реорганизация
В 1982 году в результате слияния Toyota Motor Company и Toyota Motor Sales была образована Toyota Motor Corporation. Президенты Toyota Эйдзи Тойода и Шойчиро Тойода сравнили это слияние с объединением двух сторон одной медали. Объединение позволило ускорить принятие решений и повысить эффективность работы на рынке. Разделение на внутреннее производство и экспортное производство было сохранено, но новая структура позволила сократить сроки хранения уже произведенных автомобилей, предназначенных для экспорта. В том же году Toyota уже владела 40% японского автомобильного рынка.
Реорганизация также благоприятствовала процессу внедрения передовых технологий в 1980-е годы. Центральная научно-исследовательская лаборатория Toyota переехала в новое помещение, вдвое больше первоначального. Инвестиции в развитие исследований привели к внедрению новых технологий производства.
Изменилась и организационная структура Toyota в США. Американцы ввели тарифные ограничения на импортные товары. Стало ясно, что для того, чтобы Toyota могла эффективно функционировать на этом важном рынке, ей пришлось построить свои сборочные заводы в Соединенных Штатах. Это была непростая задача.
Предложение о слиянии с Ford было отклонено после года переговоров. Они не принесли ожидаемого результата по созданию общей модели автомобиля. Переговоры с GM оказались более плодотворными, и обе компании подписали соглашение о производстве 200 000 легковых автомобилей на базе FF Sprinter. Новая компания The United Motor Manufacturing Inc. (НУММИ) была создана в 1984 году.
После опыта совместного предприятия стало легче получить разрешение на строительство собственных заводов. Местом их строительства были выбраны Джорджтаун, Кентукки и Кембридж, Онтарио. Объем производства всех заводов оценивается в 250 000 автомобилей в год. В 1986 году были созданы Toyota Motor Manufacturing USA и Toyota Motor Manufacturing Canada.
В Европе было немного сложнее. Ценовая конкуренция привела к тому, что больше внимания стало уделяться решению проблем безопасности движения и защиты от коррозии. В 1982 - 1984 годах уровень продаж оставался на прежнем уровне. Был разработан пятилетний план увеличения продаж на европейском рынке, объем продаж был установлен на уровне 400 000 автомобилей. Внедрение новых моделей, активизация маркетинговой деятельности и финансовая поддержка самых слабых рынков быстро окупились. Цель была достигнута через два года, в 1986 году. По сей день цель Toyota — играть ключевую роль на европейском рынке. Имея около 183 900 сотрудников (по состоянию на март 1999 г.) и годовой объем продаж 4 641 000 (5 186 000, включая Daihatsu) автомобилей, компания продолжает укреплять свои позиции в Европе. Появление Yaris в марте 1999 года, безусловно, будет этому способствовать. Toyota сегодня, опираясь на историю, это череда нововведений и различных изменений. Начиная с ткацких фабрик Toyoda и заканчивая глобальным производителем автомобилей. Деятельность современной Toyota Group отражает усилия по постоянному повышению стандартов производства, тенденцию, уже инициированную Киитиро Тойода, который осознал необходимость повышения качества продукции, необходимой в производственном процессе. Стремление компании к самодостаточности в этом отношении восходит к его времени. Таким образом, сегодня Toyota Group состоит из 15 крупных компаний.