Найти в Дзене

Моделизм. VEB PLACTICART история.

Красиво!
Красиво!

Фабрика VEB PLASTICART, основана в 1958 году в городе Цшопау в ГДР. В то время предприятие называлось KVZ (Kunststoff-Verarbeitung Zschopau), что в переводе на русский означает «Пластмассовая обработка Цшопау». Многих из читателей тогда ещё не было.

Раритет
Раритет

Под этим названием фабрика работала до 1969 года, после  чего была переименована в VEB MPKAB (VEB Modell -und Plastspielwaren Kombinat Annaberg-Buchholz) – «Народное предприятие моделей и пластиковых игрушек объединения Аннаберг-Бухолц». К этому моменту пресс-формы для фабрики стала поставлять компания, которая в настоящее время является ее правопреемницей - Reifra. Именно в городе Аннаберг-Бухолц и по сей день располагается компания REIFRA.  Через четыре года, в 1973 году, когда REIFRA вошла в состав предприятия, фабрика опять сменила свое название на VEB Plasticart (Plasticart – аббревиатура Plastic Art – «Искусство в Пластике») – самое известное свое имя, и носила его почти до самого своего распада в 1989 году. После этого, предприятие просуществовало еще 2 года до 1991 года под названием Master modell GMBH (ООО Мастер-модель).

Художники молодцы!
Художники молодцы!

Кроме того, после распада Master Modell GMBH,  часть пресс-форм бывшей VEB Plasticart была передана другим компаниям и эксплуатировалась ими в коммерческих целях. Так, формы на BE-6, IL-4, Junkers G-24 получила всемирно известная модельная компания Revell и некоторое время выпускала эти модели под своим именем. Пресс-формы L-60, IL-28, MI-4, MI-6, JAK-24P, JAK-40, TU-154, SU-7B, BE-6 были взяты в аренду польской фирмой Wojar, соответственно сборные модели выходили под этой маркой. Ряд моделей был перевыпущен мелкими производителями типа DAHLMANN,  Mrowiec, Dong Feng. В 1993 году то, что осталось от Plasticart было продано предпринимателю Манфреду Вадеру – наследнику Германа Вадера, основавшему в 1956 году фирму Wader Quality Toys. Купив активы Plasticart,  и даже построив в городе Эльтерляйне новый завод, М. Вадер задействовал часть этих активов, но только лишь для продолжения выпуска пластиковых игрушек для маленьких детей. С тех пор компания стала называться Manfred Wader Plasticart. В 2000-x гг фирма Вадера не пережила экономический кризис и практически закрылась. Завод в Эльтерляйне прекратил существование. Вероятнее всего в конце 2000-х гг именно у Манфреда Вадера REIFRA купила некоторые пресс-формы VEB Plasticart и возобновила производство старых пластикартовских моделей.

Поздний дизайн.
Поздний дизайн.

Как по мне, то расцвет компании пришёлся на семидесятые до середины восьмидесятых. Именно тогда её продукция довольно массово была представлена на полках магазинов игрушек в СССР. Были яркие, красивые, легко узнаваемые коробки. И, что запомнилось особо, все коробки были перетянуты одной или двумя резинками. В середине 80-х дизайн коробок, на мой взгляд, ухудшился. Большая красочная картинка, нарисованная художником, на фронтальной поверхности коробки, сменилась не яркой фотографией, а треть коробки использовалась для надписи, масштаба и детской картинкой.

Стало
Стало

и для сравнения

было
было

С такой картинкой, достаточно было только глянуть на витрину и глаз цеплялся за модель, но тем дизайнерам, а тем паче нынешним, виднее. Маленькие модели, вроде показанной на фото выше, с новым дизайном тоже проиграли и если мне не изменяет память, картон на новых коробках стал потоньше. Всего же размерностей коробок у VEB PLASTICART было шесть. Совсем маленькие и модели в них L-60, МИГ-21, МИ-1. Маленькие для ЯК-40, АН-2, L-410. Средние для МИ-10К, ТУ-2, СОМЕТ-4. Большие для ТУ-154, ИЛ-62, BOEING 727. Отдельно выделялась очень большая коробка для ТУ-144. А для космического корабля "Восток", была несколько не стандартная огромная и высокая коробка.

Масштаб 1:25
Масштаб 1:25

Так же в этом наборе была большая фигурка космонавта. И подставка не характерная для моделей VEB PLASTICART. Кстати, многие модели имели в комплекте подставку, обязательно был клей, для гражданской авиации клали краску серебрянку, если модель "задирала нос", была, завёрнутая в вощёную бумагу, палочка пластилина. А декали! По сравнению с советскими моделями - это был космос! Яркие, мягкие и главное не рассыпались при отмокании. Да, по сравнению с современными декалями некоторых фирм, там не было мелких деталей, например "технички", но, на удивление, немцы не жадничали. Например на модели DC-8, была декаль во всю "спину" самолёта, наносить её было трудно, но модель не требовала приобретения отдельных красок. В современных моделях такого нет, в них почти всё окрашивается.

Сверху всё декаль.
Сверху всё декаль.

Ещё, на то время, было приятным бонусом, что литники модели изготавливались из разного пластика, фюзеляж и крылья белые, стойки шасси и моторы серебристые, колёса черные. Для нас, не избалованных, красками в магазинах, это был огромный плюс, в отличии от советских, у этих моделей были чёрные колёса. Многие модели самолётов можно было собрать в двух вариантах: с выпущенными шасси и без оных. Сам, да и все мои соратники по творчеству, всегда собирали с выпущенными, это же ещё час, а то и два занятия любимым хобби. Ещё в некоторых моделях была, скажем так, динамика. Винты у винтовых самолётов, при правильной сборке вращались, а у модели ТУ-2 можно было сделать убирающиеся шасси. Данные модели заняли большое место в моём, и думаю, не только моём детстве.

В конце хочу выразить огромную, сердечную благодарность Александру, его сайт: veb-plasticart.com, который помог мне приобрести в наше время эти модели. Его стараниями взрослые мужчины, пусть на мгновение, могут почувствовать себя мальчишкой. А этого ни за какие деньги не купить.

Авто
5,66 млн интересуются