Фабрика VEB PLASTICART, основана в 1958 году в городе Цшопау в ГДР. В то время предприятие называлось KVZ (Kunststoff-Verarbeitung Zschopau), что в переводе на русский означает «Пластмассовая обработка Цшопау». Многих из читателей тогда ещё не было.
Под этим названием фабрика работала до 1969 года, после чего была переименована в VEB MPKAB (VEB Modell -und Plastspielwaren Kombinat Annaberg-Buchholz) – «Народное предприятие моделей и пластиковых игрушек объединения Аннаберг-Бухолц». К этому моменту пресс-формы для фабрики стала поставлять компания, которая в настоящее время является ее правопреемницей - Reifra. Именно в городе Аннаберг-Бухолц и по сей день располагается компания REIFRA. Через четыре года, в 1973 году, когда REIFRA вошла в состав предприятия, фабрика опять сменила свое название на VEB Plasticart (Plasticart – аббревиатура Plastic Art – «Искусство в Пластике») – самое известное свое имя, и носила его почти до самого своего распада в 1989 году. После этого, предприятие просуществовало еще 2 года до 1991 года под названием Master modell GMBH (ООО Мастер-модель).
Кроме того, после распада Master Modell GMBH, часть пресс-форм бывшей VEB Plasticart была передана другим компаниям и эксплуатировалась ими в коммерческих целях. Так, формы на BE-6, IL-4, Junkers G-24 получила всемирно известная модельная компания Revell и некоторое время выпускала эти модели под своим именем. Пресс-формы L-60, IL-28, MI-4, MI-6, JAK-24P, JAK-40, TU-154, SU-7B, BE-6 были взяты в аренду польской фирмой Wojar, соответственно сборные модели выходили под этой маркой. Ряд моделей был перевыпущен мелкими производителями типа DAHLMANN, Mrowiec, Dong Feng. В 1993 году то, что осталось от Plasticart было продано предпринимателю Манфреду Вадеру – наследнику Германа Вадера, основавшему в 1956 году фирму Wader Quality Toys. Купив активы Plasticart, и даже построив в городе Эльтерляйне новый завод, М. Вадер задействовал часть этих активов, но только лишь для продолжения выпуска пластиковых игрушек для маленьких детей. С тех пор компания стала называться Manfred Wader Plasticart. В 2000-x гг фирма Вадера не пережила экономический кризис и практически закрылась. Завод в Эльтерляйне прекратил существование. Вероятнее всего в конце 2000-х гг именно у Манфреда Вадера REIFRA купила некоторые пресс-формы VEB Plasticart и возобновила производство старых пластикартовских моделей.
Как по мне, то расцвет компании пришёлся на семидесятые до середины восьмидесятых. Именно тогда её продукция довольно массово была представлена на полках магазинов игрушек в СССР. Были яркие, красивые, легко узнаваемые коробки. И, что запомнилось особо, все коробки были перетянуты одной или двумя резинками. В середине 80-х дизайн коробок, на мой взгляд, ухудшился. Большая красочная картинка, нарисованная художником, на фронтальной поверхности коробки, сменилась не яркой фотографией, а треть коробки использовалась для надписи, масштаба и детской картинкой.
и для сравнения
С такой картинкой, достаточно было только глянуть на витрину и глаз цеплялся за модель, но тем дизайнерам, а тем паче нынешним, виднее. Маленькие модели, вроде показанной на фото выше, с новым дизайном тоже проиграли и если мне не изменяет память, картон на новых коробках стал потоньше. Всего же размерностей коробок у VEB PLASTICART было шесть. Совсем маленькие и модели в них L-60, МИГ-21, МИ-1. Маленькие для ЯК-40, АН-2, L-410. Средние для МИ-10К, ТУ-2, СОМЕТ-4. Большие для ТУ-154, ИЛ-62, BOEING 727. Отдельно выделялась очень большая коробка для ТУ-144. А для космического корабля "Восток", была несколько не стандартная огромная и высокая коробка.
Так же в этом наборе была большая фигурка космонавта. И подставка не характерная для моделей VEB PLASTICART. Кстати, многие модели имели в комплекте подставку, обязательно был клей, для гражданской авиации клали краску серебрянку, если модель "задирала нос", была, завёрнутая в вощёную бумагу, палочка пластилина. А декали! По сравнению с советскими моделями - это был космос! Яркие, мягкие и главное не рассыпались при отмокании. Да, по сравнению с современными декалями некоторых фирм, там не было мелких деталей, например "технички", но, на удивление, немцы не жадничали. Например на модели DC-8, была декаль во всю "спину" самолёта, наносить её было трудно, но модель не требовала приобретения отдельных красок. В современных моделях такого нет, в них почти всё окрашивается.
Ещё, на то время, было приятным бонусом, что литники модели изготавливались из разного пластика, фюзеляж и крылья белые, стойки шасси и моторы серебристые, колёса черные. Для нас, не избалованных, красками в магазинах, это был огромный плюс, в отличии от советских, у этих моделей были чёрные колёса. Многие модели самолётов можно было собрать в двух вариантах: с выпущенными шасси и без оных. Сам, да и все мои соратники по творчеству, всегда собирали с выпущенными, это же ещё час, а то и два занятия любимым хобби. Ещё в некоторых моделях была, скажем так, динамика. Винты у винтовых самолётов, при правильной сборке вращались, а у модели ТУ-2 можно было сделать убирающиеся шасси. Данные модели заняли большое место в моём, и думаю, не только моём детстве.
В конце хочу выразить огромную, сердечную благодарность Александру, его сайт: veb-plasticart.com, который помог мне приобрести в наше время эти модели. Его стараниями взрослые мужчины, пусть на мгновение, могут почувствовать себя мальчишкой. А этого ни за какие деньги не купить.