Найти тему
Николай Утешев

ЗИЛ-157 (Колун). И мои приключения на нём. Шоферские рассказы

Всем привет!

В своих предыдущих статьях я уже познакомил читателей со своей работой на самосвале Краз-256 и бензовозе ГАЗ-51. Пришло время рассказать и о моих приключениях на ЗиЛ-157, которому в народе дали имя КОЛУН.

Эта машина была мне уже знакома, так как одну зиму я отработал на шнекороторном снегоочистителе Зил 157 Д 470. Двигатель на нём был с торпедного катера и стоял позади кабины, а под капотом находилась мощная бензиновая печка.

-2

Но тогда это была работа в Ленинградской области. А сейчас мой гараж оказался в центре Питера. Представьте, каково после спокойных областных дорог работать в самом городе. Да ещё на таком неповоротливом скакуне. Но ко всему привыкаешь.

Доверили мне техпомощь Зил 157 КЕ с фургоном. В кунге была автомастерская - газо-электросварка, верстак с тисками, мощный компрессор, пуско-зарядное устройство и т.д. Таких машин было две в нашей организации. И ездили мы там, где грузовое движение вообще было запрещено. Но нам было можно, поскольку на дверцах кабин стояли три магических буквы - ЛОИ. А это означало - ЛенОблИсполком.

-3

Пару слов о самом Колуне. Трёхместная кабина была явно маловата для трёх человек. Особенно зимой, когда все трое одеты в толстые ватники. Также напрягало отсутствие правого зеркала заднего вида, которое не было предусмотрено заводом-изготовителем. И перестроиться с левого ряда в правый было большой проблемой.

Тугой руль без гидроусилителя тоже не радовал. Вечером после смены руки просто отваливались. Да ещё на колдобинах руль бешено начинал вращаться и выбивал водителю пальцы. Так что полностью обхватывать баранку руками я бы не посоветовал никому.

Также минусом было то, что в летнюю жару и на затяжных подъемах двигатель любил греться. Можно было поднять боковинки капота. Сложенные вдвое, они хорошо умещались наверху. Но и это не всегда выручало. Ладно хоть, водитель мог приподнять лобовое стекло для обдува и вентиляции самого себя.

Впрочем, эта возможность была и на ГАЗ-51. Только там ветровое стекло поднималось полностью на всю ширину кабины. Всё это досталось послевоенным советским грузовикам по наследству от их прототипа Студебеккера, где стекло можно было поднять даже на прямой угол.

Из открытых источников в Сети
Из открытых источников в Сети

Таким образом, от минусов Колуна мы плавно перешли к его плюсам. Безусловным плюсом была возможность подкачки всех колёс из кабины. Также не вызывает сомнений и прочность этой машины. Я убедился в этом, когда при выезде из Волхова на Петрозаводское шоссе в бок моего ЗиЛа на полной скорости врезался Магирус Тихвинского АТП. И не пустой, а с 16-ю тоннами груза в кузове.

По проходимости Колуну тоже не было равных, особенно при наличии лебёдки. Она часто выручала в самых сложных ситуациях. Только нельзя её распускать до последнего витка - трос запросто слетал с барабана.

Из открытых источников в Сети.
Из открытых источников в Сети.

Помню, как в Кавголово мы двумя Колунами втащили на горку гружённый КРАЗ. Без лебёдок мы бы его не вытянули. - слишком крутые горки на этом горнолыжном курорте.

Кстати, в Кавголово со мной произошёл интересный случай. В одну из зим я проезжал по верхней кромке горы в районе разрушенного трамплина. И увидел, как на её склоне специальный подъёмник в виде троса поднимал наверх лыжников. А они просто держались за этот трос.

РАЗРУШЕННЫЙ СТАРЫЙ ТРАМПЛИН. Из открытых источников
РАЗРУШЕННЫЙ СТАРЫЙ ТРАМПЛИН. Из открытых источников

И вдруг я заметил, как все они разом отцепились от подъёмника и кубарем покатились вниз. Ну нифигасе - что это за чертовщина? И тут я услышал чей-то истошный крик. К кабине подбежал мужик с длинным шестом и показал наверх. Оказалось, что фургоном я зацепил трос подъёмника и протащил его сколько-то метров.

В обязанности этого товарища как раз и входило следить за безопасным проездом высоких автомашин. И по необходимости приподнимать трос шестом. Но он чем-то отвлёкся, а я засмотрелся на лыжников. Знака "Ограничение габарита по высоте" там не стояло.

ОДИН ИЗ ТРОСОВЫХ ПОДЪЁМНИКОВ
ОДИН ИЗ ТРОСОВЫХ ПОДЪЁМНИКОВ

Тот же мужик и тем же шестом приподнял трос над кунгом, и мой ЗИЛ благополучно нырнул под него. Были или нет среди лыжников травмы - не знаю. Но под горой они вроде бы все бодренько копошились. И что-то хором кричали мне снизу. Но что именно, я не расслышал, а переспрашивать не стал - уехал.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ №2. ВОТ ТАК ПОДАРОЧЕК - ВЕК БЫ ЕГО НЕ ВИДЕТЬ.

Как-то направили меня на завод лакокрасочных изделий произвести ремонтные работы, какие - уже не помню. Находился этот завод в Старо-Паново, по правую руку от Таллинского шоссе при выезде из Питера.

-8

Всё сделал быстро и качественно, и в благодарность рабочие решили меня поощрить - сунули в фургон барабан с Серебрянкой. Сказали, что это большой дефицит, и сейчас серебрянка будет нужна многим - подкрашивать памятники на могилках.

Дают - бери, я и взял. Это было роковой ошибкой, которая аукнулась мне довольно скоро. Кроме того оказалось, что серебрянка никому особо и не нужна. Люди покупали уже готовую к употреблению краску. Всё же мне удалось провернуть пару сделок купли-продажи, а остальное я так и возил в фургоне.

На тот момент в ремонт взяли сварочный аппарат из кунга, а плюсовую клемму от него я зажал в тиски, чтобы не замкнула на корпус. Но от тряски клемма выскользнула из тисков и упала на металлический пол. Случилось то, чего я так опасался - замыкание.

-9

Но я ещё ничего не подозревал и спокойно ехал вдоль Невы на выезд из Ленинграда. И вдруг вижу, что сверху кабину обгоняет какой-то дым, как из трубы паровоза. И встречные водилы сигналят.

Остановился, смотрю, а вверху фургона уже прогорела большая дыра в крыше, и оттуда полыхает огонь, Хуже того, прогорел также и пол фургона - горящие ошмётки стали падать на бензобак.

-10

Побежал с ведром к Неве, плеснул из него в фургон. Но алюминиевая пудра полыхнула как порох, поднявшись к потолку красочным фейерверком. А ведь там стояли и газовые баллоны, которые тоже могли взорваться.

Шофера из остановившихся машин стали советовать загнать машину в Неву, чтобы избежать взрыва. Но я сделал иначе - намочил в воде телогрейку и кинул на бензобак. Только после этого стал тушить огонь в кунге.

Первым делом снова заизолировал плюсовую клемму, потом вытащил оттуда злополучный барабан с краской, вымел с пола всю серебрянку, тем самым ликвидировав открытый огонь. Потом хорошенько пролил кунг водой на всякий случай. Так вот и справился с пожаром, но перетрусил тогда капитально.

Были у меня и другие приключения на Колуне. Но об этом в других колунских рассказах.

Всем удачи!