Найти в Дзене
5 Колесо

Как и где мыли машины в СССР: воспоминания жителя Москвы

Полвека назад никаких автомобильных моек в нынешнем понимании слова в нашей стране практически не было. Как, впрочем, не было и особой необходимости в них. Были разве что специальные площадки в автохозяйствах...

Все мы помним по кадрам из советских фильмов, как такси, автобусы и трамваи заезжают на линии мойки, где вращающиеся щетки и потоки воды быстро превращают грязный транспорт в чистый. Но для обычного автовладельца, не привыкшего и не умеющего проникать со своей машиной в подобные места, все это оставалось фантастикой.

Впрочем, появись тогда мойки на всех углах, вовсе не факт, что на них выстроилась бы очередь. На солидном новеньком автосервисе в Кунцево стоимость заезда на автоматическую мойку составляла рубль – и это считалось много. Цена заправки жигулевского бака – около 4 рублей – также считалась непомерно высокой: многие предпочитали выискивать дешевый 76-й бензин, причем не на АЗС, а у водителей автобусов и грузовиков. На этом фоне отдавать рубль за водную процедуру было жалко – тем более, что существовала очевидная бесплатная альтернатива. Обладатели дачных участков спокойно вооружались шлангами, ведрами и какими-то тряпками, после чего полдня плескались с любимой игрушкой на солнышке, совмещая приятное с полезным. Рубль экономился, вода считалась дармовой, а слов типа экология, равно как и жалоб соседей, не наблюдалось. Отметим, что водопровод был не на всех участках – в этом случае спасали запасы воды в бочках, старых ваннах и прочих сосудах, не дававших дождям проливаться просто так.

Примерно то же можно было организовать и в собственном дворе. Безлошадные бабуси время от времени ворчали, но на них никто не обращал внимания. При большом желании к процессу можно было привлечь местного дворника, что вообще снимало с автовладельца всякую ответственность за происходящее. Правда, дворнику нужно было заплатить, но обычно соглашение сторон быстро достигалось. А если все-таки появлялись недовольные, то им задавался вопрос: «А где ж ее мыть-то?»  Моек нигде не видать, а ездить на грязной машине нехорошо… Да и ничего с двором не произойдет: вода уйдет в решетку – всего и делов…

Вымыть машину в любом загородном водоеме вообще считалось нормально. Возможно, сказывался тот факт, что число автомобилей тогда было несоизмеримо меньше сегодняшнего, а вид сверкающей на солнышке жигулевской «трешки» в те времена вызывал, скорее, положительные эмоции, нежели отрицательные. Поэтому расположиться на берегу какой-нибудь Оки или Клязьмы для мытья автомобиля считалось в порядке вещей.

В 90-е годы городскими помывками машин стали заниматься «Тимур и его команда». Толпы пацанов, оккупировавших набережные Яузы, лихо размахивали ведрами – давай к нам, мол!  Ведро с привязанной веревкой летело в мутные яузские воды, не замерзавшие даже в лютые морозы, затем в него добавлялся позаимствованный из дома стиральный порошок – страшно вспомнить. Однако услуга какое-то время пользовалась популярностью.

За границей индустрия автомоек была хорошо развита, чего нельзя было сказать про СССР
За границей индустрия автомоек была хорошо развита, чего нельзя было сказать про СССР

Что до автохимии, то потребности удовлетворялись за счет продукции ГДР –  шампуни, полироли… На прилавках это хозяйство не залеживалось, хотя дешевым оно не было. Но в основном, конечно же, использовалась просто вода из-под крана.

Что еще почитать:

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Электромобили в СССР: уникальные модели, которые не пошли в серию

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

Авто
5,66 млн интересуются