Найти в Дзене
clastat

Статуэтки артели "Прогресс" - радость для души

Всегда как-то по-особому относилась к статуэткам ленинградской артели "Прогресс". Вот у меня, например, получилось так: сначала я прочитала обрывочные сведения про эту артель, заинтересовалась, потом посмотрела в интернете на их статуэтки, затем с удивлением обнаружила некоторые из них в своей коллекции среди неопознанных объектов, а уж потом целенаправленно стала их покупать. А хороши фигурки необычайно - какие-то они душевные и милые. Вот, например, "Сидящий бобёр", 1940-50-х годов.

Очень реалистичная статуэтка. В природе хвост у бобра лишён шерсти, а покрыт кожистыми складками, похожими на чешую рыбы. Недаром католическая церковь считала бобра рыбой. А соответственно их мясо можно было употреблять в пищу в пост. Удивительно, но в статуэтке артели "Прогресс" эта особенность отражена: глазури на хвосте нет. "Сидящий бобёр" входит в триптих. Есть ещё "Бобёр с берёзкой" и "Чешущий спину бобёр".

Любопытное это было предприятие. Артель "Прогресс" создали сразу после Великой Отечественной войны специально для трудоустройства инвалидов. Для них было построено общежитие, в котором многие жили, чтобы не быть обузой для семьи; а у некоторых и семьи-то не осталось. Возглавлял артель не назначенный директор, а выбранный членами артели председатель. На базе артели работали ювелирный, пластмассовый и фарфоровый цеха. Этому периоду с 1946 по 1960 год соответствует чёрная марка "ПА". Лично я её никогда не видела.

Фото марок артели "Прогресс" из интернета.
Фото марок артели "Прогресс" из интернета.

Около 1960-го года артель слилась с Заводом ювелирных изделий - марка того времени "Красный кристалл". А уже в 1965-м году артель вошла в состав Завода металлической и пластмассовой галантереи - марка "МЗ". При этом статуэтки из фарфора артель выпускать не прекращала. Впрочем, никаких документов о переподчинении артели "Прогресс" не сохранилось. Поэтому судьба её после 1960-х годов туманна. Иногда можно встретить утверждение, что артель "Прогресс" была приписана к заводу "Стройфаянс". Марка на статуэтках артели встречается редко. У меня сохранились остатки "Красного кристалла" только на "Двух кроликах".

У "Двух кроликов" известен даже автор: Ю.П. Смирнов. Что тоже редкость для артели "Прогресс". Ему же принадлежит авторство статуэтки "Пастушок Лель", парной к "Снегурочке". К сожалению, "Лель" достался мне с производственным дефектом. Но всё равно, он хорош.

Ю. П. Смирнову принадлежат и самые, наверное, популярные статуэтки артели "Прогресс": чернильница "Лиса и журавль" (жаль только, что на площадках продаж она обычно с дефектами) и "Лисёнок". Кстати, эту удачную модель повторяют до сих пор другие фарфоровые заводы. У моей дочери, например, "Лисёнок" астраханского ФЗ "Сциталис".

Для артели "Прогресс" создавали образы такие художники, как семья Трауготов (отец и два сына), правда, более известные нам по книжной графике. Они очень интересно подписывали свои совместные работы: Г.А.В. Траугот. Но это по их рисункам выполнены сказочные персонажи в фарфоре "Прогресса": триптих "Золотой ключик" и "Волк" из "Трёх поросят". Редкие и дорогие сейчас статуэтки. Персонажи "Золотого ключика" стоят около 150 тысяч рублей.

Существует несколько спорных статуэток, которые выпускал позже и ЛЗФИ. Но у него обычно ставилась очень ясная марка, а тут - непонятная закорючка. Иногда их относят тоже к артели "Прогресс".

Покажу фигурки артели "Прогресс", которые ещё есть у меня.

А закончу статью статуэтками артели "Прогресс", которых пока не имею. Но, если попадутся, приобрету обязательно. Фото из интернета.

Еда
6,93 млн интересуются