Есть имена, о которых знает весь мир, а есть герои, о которых помнят лишь немногие. Евгений Гвоздев – один из таких. Он не был миллионером, не имел спонсоров и сверхсовременных лодок. Но он дважды обошел земной шар на самодельных яхтах, доказывая, что яхтинг — это не привилегия элиты, а возможность для каждого, у кого есть воля, мечта и капля безрассудства.
Моряк без яхты, но с мечтой
Советский инженер-судостроитель из Махачкалы, Гвоздев впервые задумался о кругосветном плавании еще в конце 70-х. Времена были тяжелые, но идея пуститься в океан не давала ему покоя. Он не мог позволить себе дорогую яхту, но разве это могло его остановить?
Гвоздев построил свой первый морской корабль – 5,5-метровый швертбот «Лена» класса «микро». В 1992 году, в возрасте 58 лет, будучи инвалидом второй группы он покинул берега Махачкалы и отправился в плавание. Как рассказывал сам Гвоздев, изначально он просто хотел походить по морю перед тем как окончательно состарится. Он поставил яхту на воду, дошел на ней до Стамбула, потом до Афин, потом до Гиблартара, и до Канар. Там был тупик, так как на лодке не было места для воды что бы перейти океан, но некий проходящий мимо, подарил ему опреснитель. И он пошел дальше. Прошел Панамский канал, Тихий океан, обогнул мыс Доброй Надежды, и через четыре года завершил свое первое кругосветное путешествие. На прогулочном швертботе класса «микро», длинной 5,5 метров!!!!!!!
Вторая кругосветка: путешествие на лодке с балкона
Второе путешествие началось в 1999 году. На этот раз Гвоздев решил построить яхту у себя на балконе. Из стеклопластика, без лишних удобств, всего 3,7 метра в длину. Яхта получила имя «Саид» и стала самой маленькой в истории российских кругосветных плаваний.
В отличие от первой экспедиции, на этот раз он выбрал более сложный маршрут. Вместо Панамского канала – знаменитый Магелланов пролив, известный своими свирепыми штормами и ветрами, которые нередко топят даже большие суда. Но Гвоздев не искал легких путей. Он прошел пролив против ветра – настоящий подвиг даже для опытных капитанов.
9 августа 2003 года он снова вернулся в родной порт. Вторая кругосветка была завершена.
«Я не канадец русского происхождения, я русский»
Во время подготовки к путешествию у Гвоздева появился шанс получить более крупную, надежную яхту — 7,5-метровую «Баккарди» из Канады. Он мог бы стартовать из Ванкувера, но этот вариант не давал ему покоя.
«Через две недели голова шла кругом! Но потом стали одолевать мысли: ну, хорошо прилечу в Канаду, стартую из Ванкувера под канадским флагом. И буду канадцем русского происхождения? Пришлось отказаться.»
Он остался верен себе и своей родине.
Третье плавание и последний путь
Но дух моряка не давал ему покоя. В 2008 году, в возрасте 74 лет, он снова отправился в кругосветное путешествие. 19 сентября он вышел из порта, а 30 ноября в последний раз вышел на связь.
10 декабря 2008 года тело Гвоздева нашли на итальянском пляже. Там же, на берегу, лежала выброшенная морем его яхта Getan II. Так завершился путь легендарного моряка, который доказал всему миру, что границы существуют только в головах.
Яхтинг доступен каждому
Гвоздев разрушил миф о том, что яхтинг — это спорт олигархов. Он доказал, что для того, чтобы выйти в море, не нужны миллионы, роскошные катера и команды обслуживающего персонала. Нужны лишь желание, воля и терпение.
Сейчас, когда яхтинг становится все доступнее, его история вдохновляет тысячи людей брать курс на мечту. Возможно, у вас нет собственной яхты, но есть желание почувствовать вкус свободы? Сегодня можно арендовать лодку, обучиться управлению и отправиться в свое собственное путешествие.
Как говорил сам Гвоздев:
«Для того, чтобы ходить на яхте, нужно одно – желание.»
И кто знает, возможно, именно вы станете следующим мореплавателем, о котором будут рассказывать легенды.
Подписывайтесь на телеграмм канал ПРО ЯХТЫ