Ралли Монте-Карло занимает особое место в автомобильной истории и каждый год собирает поклонников автоспорта со всего мира.
В этой статье мы расскажем о культурном наследии Монако, «Русских сезонах», российском автомобилисте начала XX века и горных гонках.
Альбер и Алиса
История первого ралли началась в 1911 году по инициативе Альбера I, принца Монако. Эта гонка задумывалась не просто как спортивное мероприятие, но и как способ развития туризма. И по сей день экономика Монако тесно связана с туристической отраслью.
Монако привлекает туристов со всего мира своим тёплым климатом, красивой архитектурой и низкими налогами. В княжестве есть множество достопримечательностей, среди которых выделяются Опера Монте-Карло и Зал Гарнье, названный в честь известного архитектора, создателя Парижской оперы.
Княжеская фамилия Монако поддерживала «Русские сезоны» Дягилева, благодаря которым Европа познакомилась с русским балетом. На сцене Оперы Монте-Карло выступали все звёзды 1910-х годов — от Шаляпина и Паваротти до Павловой и Нижинского. Неудивительно, что Монако стало местом силы для великих артистов, строивших карьеру много позже, – Нуреева и Барышникова.
Во времена правления принца Альбера и его супруги Марии Алисы Гейне произошёл культурный всплеск. Альбер был весьма увлечённым человеком и интересовался различными областями знаний: палеонтологией, археологией, океанографией и географией. Он был членом Британской академии наук, основал Океанографический музей и финансировал несколько исследовательских яхт.
Мария Алиса Гейне была женщиной предприимчивой и энергичной. Она помогала своему мужу укрепить финансовое положение княжества и активно способствовала превращению Монако в один из ведущих культурных центров Европы. Марсель Пруст даже упомянул её в своём романе «В поисках утраченного времени», создав образ принцессы Люксембургской.
Ранние заезды
Альбер решил провести гонку. Ралли Монте-Карло привлекает участников и зрителей своим неповторимым географическим положением. Маршрут пролегает по извилистым дорогам, покрытым снегом, льдом и асфальтом, которые вьются среди Альп.
Преодолеть такую сложную трассу можно, только обладая высокими навыками вождения и тщательно проработанной стратегией. Гонщикам необходимо быстро анализировать меняющиеся условия и принимать решения. Именно благодаря непредсказуемости и живописному окружению это ралли так популярно.
Правила проведения соревнований были разработаны ещё в 1909 году, а первая гонка прошла спустя два года. 23 экипажа начали движение из различных городов Европы, но до финиша добрались только 15.
Победу в первом заезде одержал француз Анри Руже, который стартовал из Парижа. Судейство в те времена было необычным: помимо очередности финиша, учитывались также средняя скорость автомобиля, его элегантность и комфорт для пассажиров. Кроме того, оценивалась продолжительность маршрута, которая была разной для каждого участника.
Во втором ралли принял участие российский экипаж под руководством Андрея Нагеля, который стартовал из Санкт-Петербурга. Нагель прошёл весь маршрут на автомобиле отечественной марки «Руссо-Балт». Максимальная скорость его машины модели 1909 года составляла всего лишь 30 лошадиных сил, то есть около 22 км/ч. Гонка, конечно, была медленной по нынешнем стандартам, но не стоит забывать, что автомобили в целом появились не так давно, добраться до финиша по тем временам – уже немалое достижение. За успех в ралли Монте-Карло император Николай II присвоил Андрею Платоновичу орден Святой Анны.
Время гонок
Эта гонка проходит в январе и по традиции начинает новый сезон в мире автомобильного спорта. Участники и их команды приезжают заранее, чтобы адаптироваться к особенностям климата Монако, где зимой прохладно как в средиземноморских регионах, а в горах лежит снег.
Ралли тщательно планируют, и каждый день начинается до рассвета, чтобы эффективно использовать светлое время суток. Проезжать маршрут ночью слишком рискованно. Такой напряжённый график требует от гонщиков высокой выносливости, а от технических команд — качественной подготовки автомобиля.
Культура
Ралли с его захватывающим зрелищем и накалом эмоций не могло не найти отражения в кино. В 1969 году вышел фильм «Монте-Карло или Крах!», который рассказывал о зарождении гоночного движения. Эта картина стала достойным продолжением комедии 1965 года «Эти великолепные люди в своих летающих машинах», посвящённой первым шагам в авиации. Рецензент The New York Times так описал фильм: «...картина живая и часто забавная, ведь водители стараются изо всех сил, а старые машины сигналят, сталкиваются и виляют. Почти на каждом повороте — авария или путаница».
Ралли Монте-Карло 1966 года оставило яркий след в истории кино, ведь именно на фоне гонки развернулось действие знаменитой ленты Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Этот трогательный и невероятно красивый фильм о любви гонщика покорил множество сердец. По намёкам создателей, главный герой мог даже стать победителем ралли. Помимо кино гонки 66-го запомнились настоящим скандалом. В тот год первые четыре финишера реальных соревнований в абсолютном зачете были дисквалифицированы за использования типа фар, не прописанных в технических требованиях к автомобилю, что, разумеется, активно обсуждали в прессе.
Проба технологий
Для производителей автомобилей гонки — это важнейшая площадка для демонстрации инженерного искусства и технологических новшеств. Одержать победу в ралли Монте-Карло — значит получить престижное признание, которое вдохновляет инженеров на совершенствование технологий и создание более быстрых и надёжных автомобилей.
Инновации, изначально разработанные для гоночных болидов, впоследствии часто находят применение в серийных моделях. Гонки неизменно находятся на передовой автомобильной индустрии.
Такие легендарные марки, как Mini Cooper, Audi и Ford, прославили свои имена в истории автоспорта, отстаивая репутацию своих концернов на сложных трассах Монте-Карло.
Ралли Монте-Карло уже давно стало настоящей легендой, оно по-прежнему вдохновляет и привлекает внимание людей разных поколений — от страстных поклонников автоспорта до ценителей качественного кино.
Несмотря на то, что технологии и средства массовой информации постоянно меняются и трансформируют восприятие спорта, основная идея ралли Монте-Карло — объединение человека, техники и природы — остаётся важной как никогда.