Найти в Дзене
Интересные автомобили

Американское железо: Pontiac Firebird Trans Am 1979

В конце 1970-х Pontiac Firebird и соплатформенный Chevrolet Camaro оставались последними представителями практически вымершего класса «пони-каров» - относительно доступных спортивных автомобилей с длинным «носом», коротким «хвостом» и посадочной формулой 2+2, взорвавших рынок в середине 1960-х. Даже родоначальник класса культовый Ford Mustang в 1974 году был переведен на платформу малолитражки Ford Pinto и превратился в компактный спортивный автомобиль в европейском стиле, причем от спорта там мало что осталось... А вот Firebird, несмотря на ряд компромиссов, все еще сохранял отблеск былой славы и был способен на многое. Ну а после съемок в трилогии «Смоки и Бандит» (также известной как «Полицейский и бандит») 1977, 1980 и 1983 годов, Pontiac Firebird Trans Am вошел в массовую культуру и приобрел культовый статус.

Pontiac Trans Am 1979
Pontiac Trans Am 1979
-2
-3

А ведь история «Жар-птицы» (Firebird в переводе с английского) могла закончится еще в начале 1970-х, когда перспективы Firebird / Camaro казались безрадостными и от них планировали вообще отказаться. Но резкий скачек спроса в 1973 году заставил менеджмент General Motors сохранить автомобили на платформе F-body в производственной программе. Вообще, удивительно, что оживление интереса к Firebird / Camaro произошло в размах нефтяного кризиса, когда возникли перебои с поставками топлива и оно взлетело в цене. Возможно, американские бунтари не желали пересаживаться на экономичные японские машинки и отказывать себе в удовольствии слушать суровый звук моторов V8. Помимо этого, конкуренты самоустранились.

-4
-5
-6
-7

На фото Pontiac Firebird Trans Am после финального для этого поколения обновления 1979 года. Firebird 1977 – 1981 годов серьезно отличались от автомобилей 1970 – 1976 годов. По крайней мере, спереди… Сначала на смену круглым фарам пришли сдвоенные квадратные, а в 1979 году фары «переехали» в индивидуальные ячейки. При этом, и ранние и поздние машины легко идентифицируются как Pontiac Firebird второго поколения, выпускавшегося 11 лет.

"Кричащий цыплёнок"...
"Кричащий цыплёнок"...
-9
-10
-11

По технической части, это были типичные американские автомобили 1970-х, т.е. с «большими моторами», но скромной мощностью. Линейку двигателей открывал 3,8-литровый V6 мощностью 115 лошадиных сил, а венчали – два 6,6-литровых V8 на 185 и 220 лошадиных сил. Основная масса автомобилей оснащалась 3-ступенчатым автоматом, но самый мощный V8 предлагался только с 4-ступенчатой механикой. В список опций для версий Formula и Trans Am входили передние и задние дисковые тормоза.

-12
-13
-14

В 1979 году производство Pontiac Firebird перевалило за 210 000 машин, что стало рекордом, причем больше половины продаж пришлось на высокопроизводительную версию Trans Am, лишавшую автомобиль имени Firebird. Все понимали, что это Firebird и «Жар-птица» на капоте присутствовала, но в первую очередь это был Trans Am (в честь американской гоночной серии)! 

Pontiac Trans Am 10th Anniversary 1979
Pontiac Trans Am 10th Anniversary 1979
-16
-17

Самой дорогой в линейке была лимитированная серия Trans Am «10th Anniversary Edition», выпущенная в количестве 7 500 экземпляров. Автомобили отличались эксклюзивной серебряной окраской кузова, серым кожаным салоном, Т-образной крышей со съемными секциями (опция была доступна и в более скромных версиях), иными колесными дисками и увеличенной «Жар-птицей» на капоте. Один из таких Trans Am выполнял функцию пейс-кара на гонке Дайтона-500 в 1979 году.

-18
-19
-20
-21
-22

Из 7 500 лимитированных экземпляров примерно 1800 были с 220-сильным V8 и механической КПП – сегодня это самые ценные Firebird второго поколения. Конечно, не считая Pontiac Firebird Trans Am 1978 года, принадлежавший лично Берту Рейнольдсу, исполнителю роли харизматичного Бандита в знаменитой трилогии. Автомобиль актера в 2018 году продали на аукционе Barrett-Jackson в Лас-Вегасе за 192 500 долларов. Для Firebird второго поколения это очень приличные деньги!

-23

Сергей Клюшниченко

Фото Mecum