Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-25: ГРОЗА ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ

Як-25 — двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ А.С. Яковлева в конце 1940-х годов для защиты протяжённых границ СССР. Первый полёт состоялся 19 июня 1952 года, а после успешных заводских и государственных испытаний самолёт был запущен в серию.

Як-25 поступил в войска в конце 1954 года и активно использовался для сопровождения разведывательных самолётов НАТО и перехвата нарушителей границ. Несмотря на устаревание в начале 1960-х годов с развитием сверхзвуковой авиации, Як-25 выигрывал благодаря большой длительности полёта, пока не был окончательно выведен из эксплуатации в 1968 году. На экспорт Як-25 не поставлялся, оставаясь исключительно на вооружении СССР.

-2

По конструкции Як-25 — среднеплан классической аэродинамической схемы, предназначенный для барражирования на высоте до 14,000 м с высокой околозвуковой скоростью. Его конструкция включала алюминиевые и стальные сплавы, герметичную кабину с бронезащитой и катапультными креслами, а также двухлонжеронное крыло с развитой механизацией. Силовая установка состояла из двух ТРД РД-5А, размещённых под крылом, и топливной системы с баками общей ёмкостью 3445 л. Управление самолётом осуществлялось через три канала с использованием гидравлических бустеров, что позволяло применять Як-25 как учебно-тренировочный самолёт. Вооружение включало две пушки калибра 37 мм с прицельной системой, интегрированной с РЛС. Шасси велосипедной схемы обеспечивало устойчивость на ВПП, а обширное оборудование позволяло круглосуточно и всепогодно использовать самолёт.

-3

Ни одного реального воздушного боя с участием Як-25 неизвестно. Им приходилось только сбивать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), причём не только у границы, но и в глубине советской территории.

-4

Як-25 обладал высокой дальностью полёта, скоростью и маневренностью, позволяя пилотам выполнять фигуры сложного пилотажа. Самолёт был удобен в эксплуатации, прост в пилотировании и имел просторную кабину, но низкое расположение двигателей вызывало частые отказы из-за попадания мусора. Поэтому в воздухозаборнике двигателя была установлена вот такая тонкая, но прочная спиральная решётка.

Як-25М — основная серийная версия самолёта. За годы серийной постройки на заводе № 292 в Саратове выпущено 483 самолета Як-25, в том числе 406 Як-25М с радиолокационным прицелом РЛС РП-6 «Сокол» и лишь десять разведчиков Як-25Р. Благодаря этому сохранилось несколько Як-25М. Один из них можно увидеть под Минском, в музее авиационной техники ДОСААФ на аэродроме Липки.

-6

Другой Як-25М мог погибнуть на Ходынке, но сейчас находится в музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и прекрасно себя чувствует.

Фото: Аркадий Катаев
Фото: Аркадий Катаев

Когда-то на Ходынке был второй Як-25М, но дирекция выставки пустила его на металлолом как лишний «дубликат», и для пополнения собственного бюджета.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Есть Як-25М и в музее авиации ПВО в Саваслейке Нижегородской области. Он не был перевезён в парк «Патриот», как некоторые другие экспонаты этого музея. А теперь, наверное, уже и не будет.

-9

Остальные Як-25М «скучковались» в Подмосковье. Один из них установлен на невысоком постаменте в музее Вадима Задорожного в Красногорске.

Фото: Алексей Гричков
Фото: Алексей Гричков

Несколько лет назад пара Як-25М обнаружилась в учебном центре войск РХБЗ МВО неподалёку от Ногинска. Конечно, место этих исторических самолётов в музее, а не на полигоне.

Фото: Николай Никитин
Фото: Николай Никитин

Наконец, седьмой сохранившийся Як-25М находится в монинском музее ВВС, о нём и пойдёт дальнейшее повествование.

Самолёт с зав.н. 0718 выпущен на заводе № 292 в январе 1956 года и поступил на службу в войска ПВО ВВС СССР, где получил бортовой номер «03 синий».

Фото: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''
Фото: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''

Такова была его схема окраски:

Изображение: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''
Изображение: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''

10 июля 1972 года лётчик Добротулин перегнал самолёт в музей из в/ч 06984 (аэродром Савватия, Котлас). Налёт составил 1592 часа, из них 253 часа после капитального ремонта. Самолёт совершил в общей сложности 2141 посадок. После поступления в музей установлен в ангаре № 8.

В 1988 году во время реэкспозиции музея реактивные самолёты были убраны из ангара № 8 на улицу. Як-25М перекатили в ангар № 7 для перекраски.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

После перекраски цвет носового обтекателя стал светло-серым, а бортовой номер стал меньше и сменил цвет на красный.

Фото: книга Н.В. Якубовича «Боевые самолеты Яковлева»
Фото: книга Н.В. Якубовича «Боевые самолеты Яковлева»

Во второй половине 1988 года Як-25М ненадолго установили на том месте открытой стоянки, где сегодня стоит Ил-28.

Фото: Валерий Савельев
Фото: Валерий Савельев

В следующем году начала формироваться нынешняя «аллея Яковлева», и Як-25М должен был занять в ней своё место.

Фото: Николай Ганшин
Фото: Николай Ганшин

В 1990 году Як-25М встал рядом с Як-25РВ.

Фото: Андрей Щукин
Фото: Андрей Щукин

А правым соседом Як-25М был сначала Як-17.

Фото: Валерий Савельев
Фото: Валерий Савельев

Но вскоре его сменил Як-23.

Фото: Stuart Jessup
Фото: Stuart Jessup

На этом месте самолёт можно видеть и сегодня.

Фото: Paul Seymour
Фото: Paul Seymour

К началу XXI века краска на самолёте облупилась и выцвела.

Поэтому в 2004 году, к празднику «Летающие легенды» самолёт полностью покрасили.

Фото: Виталий Гуменюк
Фото: Виталий Гуменюк

Правда, покрасили халтурно, плохой краской — уже к следующему лету она выгорела и начала шелушиться.

Фото: Keld Bonfizz
Фото: Keld Bonfizz

Волонтёры Як-25М никогда не занимались, только чистили снег зимой.

Например, зимой 2010-2011 годов слой снега достиг уровня крыла Як-25М.

Фото: Олеся Лесная
Фото: Олеся Лесная

Но 11 июня 2012 года они подцепили Як-25М к «лаптёжнику» и отбуксировали в ангар № 7. Зачем?

Разумеется, для перекраски. Ведь в 2012 году многие самолёты в музее были покрашены к 100-летию ВВС. Правда, исходную схему окраски самолёту так и не вернули.

Уже 27 июня покрашенный самолёт вернулся на своё место.

К 2022 году краска на носовом обтекателе сильно выцвела.

Фото: Андрей Шматко
Фото: Андрей Шматко

Поэтому сотрудники музея подкрасили её, но почему-то только в передней части, что никак не соответствует первоначальной схеме окраски. Может быть, краски не хватило. В таком виде Як-25М можно видеть и сегодня.

Фото: Игорь Колоколов
Фото: Игорь Колоколов

А дочитавшим статью до конца я покажу уникальные фотографии — как сейчас выглядит двухместная кабина самолёта. Вот так выглядит рабочее место лётчика впереди.

-35

А вот так — задняя кабина лётчика-оператора. Она оснащена полным комплектом органов управления.

-36

Конечно, кабины сильно пострадали от времени. Краска облупилась, во многих местах возникла коррозия. Но они комплектны по оборудованию, их можно восстановить. Правда, делать это некому и незачем.

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!