20 марта 1979 года экипаж самолета Як-40 (Чарджоуский ОАО) выполнял рейс по маршруту Ашхабад – Чарджоу. На борту самолёта находились 30 пассажиров и 100 кг багажа. На предпосадочной прямой, во время захода на посадку, самолет попал в спутный след вертолета Ми-6, который приземлялся перед ним. В результате Як-40 стал резко наклоняться влево, коснулся земли недалеко от взлетно-посадочной полосы и в итоге совершил жесткую посадку на неровный грунт в районе дач, задев при этом несколько зданий. Из всей команды единственным пострадавшим оказался бортмеханик, тогда как пассажиры и остальные члены экипажа не пострадали.
Самолет летел днем в условиях небольшого ветра (2-4 м/с). На момент, когда вертолет Ми-6 пролетал мимо, интервал между воздушными судами составлял 4200 метров. Однако с течением времени, из-за различий в скорости, это расстояние уменьшалось. Диспетчер, заметив сокращение интервала, попытался дать команду вертолету о возвращении на второй круг, однако ввиду нерешительности разрешил его посадку на параллельную грунтовую полосу.
На высоте 120 метров и на расстоянии 2300 метров от конца полосы, начали проявляться признаки атмосферной турбулентности, что выразилось в небольших колебаниях вертикальной перегрузки и крена. На высоте 60-70 метров, в момент посадки вертолета, произошло значительное колебание с наклоном вправо, для уменьшения которого требовалось отклонение элеронов на 5-6 градусов, а руля направления – до 10 градусов. Второе, более мощное колебание появилось на высоте 30-40 метров, при этом экипажу удалось предотвратить его последствия частичным отклонением органов управления. Однако из-за увеличения вертикальной скорости команде пришлось дать двигателям максимальный режим работы и резко увеличить угол атаки. Это вызвало резкое вращение самолета влево, после чего крутящий момент по сравнению с отклонениями элеронов стал недопустимо высоким.
В результате, самолет, достигая угла наклона в 60 градусов, ударился о землю левой плоскостью крыла, после чего пролетел еще 82 метра, столкнулся с бруствером обводного канала высотой полтора метра, затем переместился еще на 135 метров, развернулся на 180 градусов и остановился.
Основными причинами аварии стали нарушения со стороны диспетчера и экипажа, что привело к сокращению интервала между воздушными судами менее допустимого и валу управляемости самолета из-за попадания в спутный вихрь.
Важным фактором, способствующим произошедшему инциденту, была неудовлетворительная организация воздушного движения и полетов в Туркменском управлении гражданской авиации. Инструкции по управлению полетами не были актуализированы, а диспетчере аэропорта Чарджоу выполняли несколько функций одновременно, что создавало дополнительные риски. Кроме того, на аэропорте отсутствовала специальная площадка для вертолетов, где они могли бы безопасно стартовать.
Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)