В современном календаре Формулы-1 присутствуют целых семь городских автодромов - это почти треть календаря. В последние годы хозяевами этапа Гран-при стали такие города, как Сингапур, Баку, Майами, Лас-Вегас и Джидда.
Что такое гордская трасса? Термин говорит сам за себя - такой трек пролегает по временно закрытым для движения улицам, которые не предназначены специально для гонок. Создать удачную городскую трассу непросто - как правило, речь идет о том, что снижение количества обгонов в сравнении со стационарными автодромами компенсируется красивыми видами города и праздничной атмосферой.
Уличные трассы всегда бросали пилотам особенный вызов. Отсутствие зон вылета, скользкий асфальт, кочки, неровности, крышки люков. Комбинация этих факторов требует от гонщиков максимальной точности и концентрации, а также уверенности в себе. И, конечно, городские автодромы не дают возможности ошибиться - маленькая неточность при пилотировании - и ты в стене.
Современные городские трассы уже мало похожи на те, которые принимали гонки Ф-1 в ХХ веке. Однако большинство из них все также не прощают ошибки, хоть и стали безопаснее. Давайте вспомним самые впечатляющие городские треки, принимавшие гонки Гран-при в ХХ веке.
Читайте также: Пять безумных исторических трасс, на которых проходили гонки Формулы-1
Бремгартен, Швейцария
Длина трассы: 7280 м
Количество поворотов: 10
Гран-при проводились: 5 этапов с 1950 по 1955 год
Трек, расположенный в пригороде Берна принимал гонку Формулы-1 первые пять сезонов проведения чемпионата. Большая часть трассы находилась под кронами деревьев, что создавало для гонщиков проблемы с видимостью даже в ясную погоду. В случае дождя ситуация усугублялась, при этом после осадков трек все равно долго оставался мокрым - из-за тени и капель воды, падавших с деревьев.
В 1954 году Хуан-Мануэль Фанхио завоевал в Бремгартене свой второй чемпионский титул. Аргентинец на Мерседесе одержал победу в доминирующем стиле - на финише почти на минуту опередил своего соотечественника Хосе Гонсалеса на Феррари, а остальных соперников - на круг и более.
История трассы Ф-1 в Бремгартене на этом завершилась. Летом. 1955-го после страшной аварии в гонке 24 часа Ле-Мана, унесшей жизни 83 человек, власти Швейцарии запретили проводить кольцевые автогонки на территории страны. Окончательно этот запрет был снят только в июне 2022 года - хотя ограничение не помешало находчивым организаторам Гран-при Швейцарии провести этап Ф-1 в 1982 году в французском Дижоне.
Монтжуик, Испания
Длина трассы: 3790 м
Количество поворотов: 12
Гран-при проводились: 4 этапа с 1969 по 1975 год
Городская трасса в Барселоне на рубеже 1960-х и 1970-х раз в два года принимала Гран-при Испании, по очереди с мадридским треком Харама. Автодром был расположен на склоне горы Монтжуик в парке, который в последствии принял Олимпиаду-1992. Трасса обладала впечатляющей конфигурацией с множеством извилистых поворотов и перепадов высоты, при этом была довольно скоростной для городского автодрома. В том, что касается безопасности, езду по Монтжуику сравнивали с жонглированием осколками стекла.
Последняя гонка на Монтжуике началась со скандала и завершилась трагедией. Перед началом этапа команды потребовали от организаторов установить на трассе дополнительные отбойники. Условие было выполнено, но ограждения не прикрутили как следует - в итоге это пришлось самостоятельно делать механикам команд. В итоге большинство гонщиков все же согласились выйти на старт.
Уже на первых кругах гонки произошло несколько столкновений, из-за которых с дистанции сошли Ники Лауда, Патрик Депайе, Алан Джонс и Джеймс Хант. А на 26-м круге гонки немецкий гонщик Рольф Штоммелен попал в страшную аварию - его болид вылетел за ограждение трассы и убил нескольких человек. Самого пилота с множеством травм отправили в больницу. Гонку остановили досрочно, присудив финишировавшим в топ-6 только половину из положенных очков.
Еще один интересный факт о трассе Монтжуик - именно здесь впервые и единственный раз в истории Формулы-1 очки набрала женщина. Лелла Ломбарди за рулем болида Марч финишировала в том трагическом Гран-при Испании-1975 на 6-м месте, заработав 0,5 очка.
Лонг-Бич, США
Длина трассы: 3251 м
Количество поворотов: 13
Гран-при проводились: 8 этапов с 1976 по 1983 год
Одна из лучших уличных трасс, среди принимавших гонки Формулы-1 на территории США. Создатели трека вдохновлялись успехом этапа в Монако и считали, что аналогичное мероприятие в Калифорнии обязательно будет иметь успех у публики. Так и получилось - несмотря на то, что трасса была требовательна к пилотам и машинам, гонка получила широкую известность благодаря живописным пейзажам, замечательной погоде и близости к Лос-Анджелесу, в частности, к району Голливуд. Важной деталью антуража трека был лайнер Queen Mary, который к тому моменту уже превратился в плавучий отель и одну из достопримечательностей Лонг-Бич.
Первые несколько этапов Гран-при в Лонг-Бич в первом повороте гонки неизменно происходили аварии. В одну из них попал Джеймс Хант - в 1977 году британец взмыл ввоздух через несколько секунд после старта, наехав на заднее колесо соперника. Британцу удалось не врезаться после этого в стену, и он, несмотря на надломанную подвеску, добрался до финиша, лишь на 2 секунды отстав от очковой зоны.
Гонки Ф-1 в Лонг-Бич получили еще больше популярности после 1980-го, когда из календаря исчезла вторая американская трасса, Уоткинс-Глен. Но несмотря на то, что этап посещали до 80 тысяч человек, коммерчески успешным калифорнийский Гран-при так и не стал. Из-за этого после сезона-1983 организаторы решили отказаться от сотрудничества с Формулой-1 и проводить у себя гонки Индикара. Которые, кстати, проходят и сейчас, пусть и на сильно измененной конфигурации трассы.
Интересно, что за 8 гонок в Лонг-Бич ни один пилот не сумел одержать победу два раза. Также занимательный факт - калифорнийскую гонку ни разу не выигрывал гонщик на машине с турбодвигателем. Хотя в начале 1980-х болиды с турбированными моторами зачастую имели огромное преимущество перед конкурентами.
Аделаида, Австралия
Длина трассы: 3780 м
Количество поворотов: 12
Гран-при проводились: 11 этапов с 1985 по 1995 год
Эту трассу называют самым красивым местом, где когда-либо проходила гонка Формулы-1. Экзотическая локация с привлекательными условиями для самой гонки и непередаваемой атмосферой праздника, так необходимой для уличной трассы. Неудивительно, что именно Аделаида по сей день удерживает рекорд посещаемости для этапа Формулы-1 - 520 000 человек за гоночный уикэнд.
Особенности конфигурации - скоростные прямые, узкие участки, 90-градусные повороты и высокие бордюры. Именно из-за поребриков в сезоне-1986 Найджел Мэнселл упустил здесь дебютное чемпионство, получив прокол за 20 кругов до финиша. А в 1994 году в Аделаиде случился скандальный финал чемпионата, за победу в котором боролись Михаэль Шумахер и Деймон Хилл.
Перед финальной гонкой немец опережал соперника на одно очко, а на 36-м круге возглавлял пелотон. Но Михаэль допустил ошибку, вылетел с трассы и повредил заднюю подвеску, после чего шедший следом Хилл попытался опередить его. В момент обгона Шумахер врезался в британца, подлетел в воздух и после этого оказался в стене. Но и Хилл продолжить гонку не смог из-за поломки колеса, что принесло Михаэлю первый в карьере титул.
Год спустя в Аделаиде едва не произошла трагедия. В тренировке перед Гран-при Австралии-1995 в страшную аварию попал Мика Хаккинен. Его Макларен из-за прокола заднего колеса закрутило в повороте и финн влетел в стену на скорости 200 км/ч. После инцидента гонщик даже провел некоторое время в коме, но своевременная помощь сотрудников трассы спасла Хаккинену жизнь, после чего он смог довольно быстро восстановиться от травмы и вернуться в гонки. Уже через три сезона финн стал чемпионом мира.
Какие городские трассы за всю историю Ф-1 вы считаете самыми удачными? И по каким историческим автодромам скучаете больше всего? Пишите в комментариях!
Читайте также: Четыре трассы, которые хочется вернуть в календарь Формулы-1