Найти в Дзене

Совмещение на флоте и в жизни: капитан-наставник-новатор Мефодий Кравцов

Оглавление

Более 60 лет назад на речном флоте впервые появилась «совмещенка», благодаря которой представители плавсостава объединяют несколько должностей. Так судоводитель может выполнять и свои обязанности, и, например, механика, не теряя при этом эффективности.

Одними из первых этот подход опробовали в Северо-Западном пароходстве, а уже сейчас он активно применяется в крупнейших компаниях страны. В том числе и в Волжском пароходстве.

Яркий пример успешного совмещения профессий — Мефодий Кравцов, капитан-механик, известный флотский новатор, обладатель орденов Ленина, Герой Соцтруда. Он одним из первых доказал работоспособность «совмещенки» на судах. Следуя его примеру, волгари стали активнее внедрять этот метод на своих теплоходах.

О трудовом пути Мефодия Акимовича и его экипаже даже сняли фильм. Подробности — в новой статье на канале «История Волжского пароходства».

Мефодий Акимович Кравцов — известный новатор Северо-Западного речного пароходства. Фото из Книги почета Ленинградской РЭБ (1959 год).
Мефодий Акимович Кравцов — известный новатор Северо-Западного речного пароходства. Фото из Книги почета Ленинградской РЭБ (1959 год).

Мефодий Кравцов был простым мальчишкой из крестьянской семьи, который с детства мечтал о море. Его желание исполнилось в 17 лет – именно в этом возрасте парень уехал из родной деревни за тысячи километров на Дальний Восток, на рыбные промыслы.

Когда началась Великая Отечественная война, Мефодий Кравцов оказался в составе Северного флота. Был мотористом на тральщике — корабле, который обнаруживал и уничтожал морские мины противника. Затем старшиной группы мотористов катера «БО-231», «большого охотника» за вражескими подводными лодками. За службу в годы ВОВ Мефодия Акимовича наградили орденом Красной Звезды, медалью Ушакова, орденом Отечественной войны II степени.

Капитан Кравцов управляет сухогрузом. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Кравцов управляет сухогрузом. Фото из архива Волжского пароходства.

К новатору прислушались

В послевоенные годы наш герой приехал работать в Ленинград, в Северо-Западное речное пароходство (СЗРП). Был капитаном-наставником, затем капитаном-механиком. В начале 1958 года Мефодий Кравцов со старшим штурманом Б.А. Коршуновым и группой ленинградских специалистов прибыли в Горький принимать на судостроительном заводе грузовой теплоход «Лиски» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», средний сухогруз).

Команда под руководством Кравцова за полтора месяца в штурманской рубке судна смонтировала агрегат централизованного управления главным двигателем. Это устройство разработал механик-наставник Северо-Западного пароходства С.С. Струбинский. Ленинградцы не только быстро справились с модернизацией теплохода, но и усовершенствовали исходную модель.

Новый грузовой теплоход «Лиски» (проект 576). Фото из архива Волжского пароходства. Конец 1950-х гг.
Новый грузовой теплоход «Лиски» (проект 576). Фото из архива Волжского пароходства. Конец 1950-х гг.

В навигацию 1958 года экипаж Кравцова совершил несколько рейсов по Волге. Проверяли судно в естественной для него среде обитания. Именно в это время впервые на флоте появилась практика совмещения нескольких должностей, которую успешно применяли на т/х «Лиски».

Благодаря инновационному методу совмещения профессий, введенному капитаном Кравцовым на судне, по итогам навигации-1958 производительность труда выросла более чем на треть. Поэтому эффективность команды из 12 человек (вместо привычных 19-ти) ни у кого не вызывала сомнений.

Мефодий Акимович обратился через газету «Водный транспорт» к речникам Волги и призвал активнее внедрять метод совмещения профессий. И коллеги прислушались: на судах Волжского объединенного речного пароходства «Кустанай», «Саратов», «Харьков» и «Адмирал Ушаков» появились двойные должности.

Напомним, это ноу-хау впервые использовал капитан Федор Павлычев. Подробнее об известном речнике читайте в нашей статье👇🏻

Путь новатора: как легендарный капитан Федор Павлычев продвигал прогресс на Волге.

Капитан «Монино» М.А. Кравцов. Фото из архива СЗРП.
Капитан «Монино» М.А. Кравцов. Фото из архива СЗРП.

Секрет «Монино»

В 1960-е годы Мефодий Кравцов стал капитаном грузового теплохода чехословацкой сборки «Монино», грузоподъемностью 2000 тонн, с мощными двигателями 1050 лошадиных сил. Судно было оснащено комплексной автоматикой: системами дистанционного автоматизированного управления главными двигателями и вспомогательными механизмами.

На теплоходах такого типа обычно работали 24 человека. А вот экипаж сухогруза «Монино» насчитывал всего девятерых: капитан-механик, 3 помощника, 4 моториста-рулевых и 1 судовой повар. Капитан Кравцов установил четкий график несения вахт, в котором учитывалась работа сокращенным штатом. В команде теплохода не было радиста, помощника механика по электрооборудованию и боцмана. Их обязанности выполняли члены экипажа, заступавшие на вахту.

Экипаж судна применял передовые приемы судовождения, используя навигационные приборы, выбирая наиболее рациональные путевые трассы. За счет этого в каждом рейсе путь от Ленинграда до портов Волги сокращался в среднем на 30 км.

Экономить рабочее время плавсоставу помогало новое оборудование. В рубке были установлены выключатели прожекторов. Это позволяло вахтенному не выходить из рубки при расхождении со встречными судами. Установка на шлюзах плавучих рымов освободила моториста рулевого от трудоемких операций с тросом.

За досрочное выполнение семилетнего плана по развитию речного транспорта и производственные успехи капитан Кравцов в 1966 году получил орден Ленина. О слаженной работе его экипажа и совмещении профессий даже сняли документальный фильм «На реках России. Секрет «Монино».

Лучший экипаж пароходства

С 1969 года Кравцов возглавлял экипаж теплохода «Волго-Балт-102», совмещая обязанности капитана и старшего механика. Сухогруз был построен в 1968 году на судоверфи в Комарно (Чехословакия). Команда судна из года в год демонстрировала отличные результаты работы.

На этом сухогрузе проходил свою учебную практику капитан теплохода «Лазурит» Алексей Ефимов, герой рубрики «История успеха» в группе Волжского пароходства Вконтакте. Мефодий Акимович в это время как раз только получил самую статусную трудовую награду в советской России — Героя Соцтруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

«В числе успешных курсантов меня на первую практику направили на теплоход «Волго-Балт 102». Экипаж капитана Кравцов был известен тем, что постоянно выполнял навигационные планы и повышенные обязательства. Я набирался опыта в лучшем экипаже Северо-Западного пароходства. Команда и капитан научили любить труд и свою профессию. Каждый был профессионалом в своем деле, охотно передавал знания практикантам и учил флотскому искусству», — с теплотой вспоминает Алексей Ефимов.

Читайте также статьи о выдающихся речниках и моряках в разделе «Личность в истории флота» на нашем канале.