Более 60 лет назад на речном флоте впервые появилась «совмещенка», благодаря которой представители плавсостава объединяют несколько должностей. Так судоводитель может выполнять и свои обязанности, и, например, механика, не теряя при этом эффективности.
Одними из первых этот подход опробовали в Северо-Западном пароходстве, а уже сейчас он активно применяется в крупнейших компаниях страны. В том числе и в Волжском пароходстве.
Яркий пример успешного совмещения профессий — Мефодий Кравцов, капитан-механик, известный флотский новатор, обладатель орденов Ленина, Герой Соцтруда. Он одним из первых доказал работоспособность «совмещенки» на судах. Следуя его примеру, волгари стали активнее внедрять этот метод на своих теплоходах.
О трудовом пути Мефодия Акимовича и его экипаже даже сняли фильм. Подробности — в новой статье на канале «История Волжского пароходства».
Мефодий Кравцов был простым мальчишкой из крестьянской семьи, который с детства мечтал о море. Его желание исполнилось в 17 лет – именно в этом возрасте парень уехал из родной деревни за тысячи километров на Дальний Восток, на рыбные промыслы.
Когда началась Великая Отечественная война, Мефодий Кравцов оказался в составе Северного флота. Был мотористом на тральщике — корабле, который обнаруживал и уничтожал морские мины противника. Затем старшиной группы мотористов катера «БО-231», «большого охотника» за вражескими подводными лодками. За службу в годы ВОВ Мефодия Акимовича наградили орденом Красной Звезды, медалью Ушакова, орденом Отечественной войны II степени.
К новатору прислушались
В послевоенные годы наш герой приехал работать в Ленинград, в Северо-Западное речное пароходство (СЗРП). Был капитаном-наставником, затем капитаном-механиком. В начале 1958 года Мефодий Кравцов со старшим штурманом Б.А. Коршуновым и группой ленинградских специалистов прибыли в Горький принимать на судостроительном заводе грузовой теплоход «Лиски» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», средний сухогруз).
Команда под руководством Кравцова за полтора месяца в штурманской рубке судна смонтировала агрегат централизованного управления главным двигателем. Это устройство разработал механик-наставник Северо-Западного пароходства С.С. Струбинский. Ленинградцы не только быстро справились с модернизацией теплохода, но и усовершенствовали исходную модель.
В навигацию 1958 года экипаж Кравцова совершил несколько рейсов по Волге. Проверяли судно в естественной для него среде обитания. Именно в это время впервые на флоте появилась практика совмещения нескольких должностей, которую успешно применяли на т/х «Лиски».
Благодаря инновационному методу совмещения профессий, введенному капитаном Кравцовым на судне, по итогам навигации-1958 производительность труда выросла более чем на треть. Поэтому эффективность команды из 12 человек (вместо привычных 19-ти) ни у кого не вызывала сомнений.
Мефодий Акимович обратился через газету «Водный транспорт» к речникам Волги и призвал активнее внедрять метод совмещения профессий. И коллеги прислушались: на судах Волжского объединенного речного пароходства «Кустанай», «Саратов», «Харьков» и «Адмирал Ушаков» появились двойные должности.
Напомним, это ноу-хау впервые использовал капитан Федор Павлычев. Подробнее об известном речнике читайте в нашей статье👇🏻
⚓ Путь новатора: как легендарный капитан Федор Павлычев продвигал прогресс на Волге.
Секрет «Монино»
В 1960-е годы Мефодий Кравцов стал капитаном грузового теплохода чехословацкой сборки «Монино», грузоподъемностью 2000 тонн, с мощными двигателями 1050 лошадиных сил. Судно было оснащено комплексной автоматикой: системами дистанционного автоматизированного управления главными двигателями и вспомогательными механизмами.
На теплоходах такого типа обычно работали 24 человека. А вот экипаж сухогруза «Монино» насчитывал всего девятерых: капитан-механик, 3 помощника, 4 моториста-рулевых и 1 судовой повар. Капитан Кравцов установил четкий график несения вахт, в котором учитывалась работа сокращенным штатом. В команде теплохода не было радиста, помощника механика по электрооборудованию и боцмана. Их обязанности выполняли члены экипажа, заступавшие на вахту.
Экипаж судна применял передовые приемы судовождения, используя навигационные приборы, выбирая наиболее рациональные путевые трассы. За счет этого в каждом рейсе путь от Ленинграда до портов Волги сокращался в среднем на 30 км.
Экономить рабочее время плавсоставу помогало новое оборудование. В рубке были установлены выключатели прожекторов. Это позволяло вахтенному не выходить из рубки при расхождении со встречными судами. Установка на шлюзах плавучих рымов освободила моториста рулевого от трудоемких операций с тросом.
За досрочное выполнение семилетнего плана по развитию речного транспорта и производственные успехи капитан Кравцов в 1966 году получил орден Ленина. О слаженной работе его экипажа и совмещении профессий даже сняли документальный фильм «На реках России. Секрет «Монино».
Лучший экипаж пароходства
С 1969 года Кравцов возглавлял экипаж теплохода «Волго-Балт-102», совмещая обязанности капитана и старшего механика. Сухогруз был построен в 1968 году на судоверфи в Комарно (Чехословакия). Команда судна из года в год демонстрировала отличные результаты работы.
На этом сухогрузе проходил свою учебную практику капитан теплохода «Лазурит» Алексей Ефимов, герой рубрики «История успеха» в группе Волжского пароходства Вконтакте. Мефодий Акимович в это время как раз только получил самую статусную трудовую награду в советской России — Героя Соцтруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
«В числе успешных курсантов меня на первую практику направили на теплоход «Волго-Балт 102». Экипаж капитана Кравцов был известен тем, что постоянно выполнял навигационные планы и повышенные обязательства. Я набирался опыта в лучшем экипаже Северо-Западного пароходства. Команда и капитан научили любить труд и свою профессию. Каждый был профессионалом в своем деле, охотно передавал знания практикантам и учил флотскому искусству», — с теплотой вспоминает Алексей Ефимов.
Читайте также статьи о выдающихся речниках и моряках в разделе «Личность в истории флота» на нашем канале.