В 2024 году отмечается 100-летие известного капитана-испытателя водного транспорта Волжского объединенного речного пароходства Федора Павлычева. По всей Волге он прославился как новатор, который освоил передовой метод толкания на реке.
Федор Алексеевич узнавал пароходы по одному гудку, проверял, как буксировать большегрузные баржи, и регулярно улучшал условия труда для своих коллег.
Жизненный и профессиональный путь капитана Павлычева - на канале «История Волжского пароходства»
В тему:
💡«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте
На флот — за мечтой
Федор Павлычев родился в 1924 году в селе Чудь (сейчас Нижегородской области), на высоком берегу Оки, в династии речников. Дед нашего героя работал матросом. Отец Алексей Федорович Павлычев был шкипером на баркасе, как вспоминали близкие, «все в уме считал быстро и грузы четко рассчитывал».
«С самого детства маленький Федор плавал с отцом на барже, перенимая у него секреты и хитрости будущей профессии. Его талант стал проявляться с юных лет. Например, он мог определить название парохода по одному лишь его гудку или запомнить всю лоцию с мелями и перекатами от Москвы до Нижнего Новгорода. Срабатывала и интуиция, и практика плавания вместе с отцом на баркасе», — написал внук Руслан Филатов, который по крупицам собирал биографию Федора Алексеевича и семьи Павлычевых.
В 16 лет Федор окончил школу и пришел работать на Волгу, матросом на баржу № 1634. Он решил исполнить свою мечту — стать капитаном. Но буквально через год после старта флотской карьеры Федора Павлычева началась Великая Отечественная война. И парень вступил в ряды красноармейцев, в составе Волжской военной флотилии участвовал в Сталинградской битве.
Выводил суда в передовики
Вернувшись с победой домой, Федор снова пришел на Волгу. Трудился матросом и параллельно работал над воплощением в жизнь своей заветной мечты. Чтобы стать капитаном, нужно было много и упорно учиться. Федор Павлычев поступил в Горьковское речное училище, на курсы судоводителей. Учился вечерами, получил образование и устроился 3-м штурманом на пароход «Калинин».
Он постоянно повышал квалификацию, набирался опыта, расширял профессиональный кругозор и вскоре получил приглашение стать капитаном парохода «Новосибирск». Молодой командир судна в работе использовал передовые методы, команда перевыполняла навигационные планы. И пароход в итоге стал одним из лучших судов Горьковского районного управления.
Молодого капитана Павлычева заметили и в августе 1948 года решили привлечь к помощи отстающему пароходу «Сибиряк», команда которого не могла добиться нужных результатов. Федор Павлычев удивил управление пароходства: он обучил команду передовым методам судовождения, поделился своими знаниями, навыками, и в следующую навигацию к показателям экипажа уже не было никаких вопросов.
«На вопрос руководства, как же ему это удалось, Федор Алексеевич ответил, что всю зиму он сам учился в речном училище на отделении штурманов и делился новыми знаниями со своими подчиненными», — писал внук и биограф капитана Руслан Филатов.
Испытатель всего нового
Затем нашего героя перевели на пароход «Дредноут», на котором он в начале 1950-х выполнял сложные задачи буксировки барж. Эта работа и стала отправной точкой на пути новатора Павлычева.
Как писали тогда газеты, команда Федора Алексеевича осваивала передовой метод вождения барж способом толкания, расширяла границы его применения, использовала его на самых трудных и мало освоенных участках.
«Дредноут» первым из судов этого типа совершил рейсы по Волге с двумя большегрузными баржами, учаленными в кильватер, и с тремя большегрузными баржами, учаленными способом безмен», — написали газеты о передовом экипаже.
Метод толкания он осваивал совместно с заслуженным рационализатором РСФСР Леонидом Пушкаревым. Федор Павлычев был практиком, который отрабатывал идею сцепок толкачей с баржами в реальных условиях, проверял решения теоретиков, дорабатывал их, чтобы безопасно эксплуатировать речной транспорт.
Подробнее о Леониде Пушкареве читайте в нашей статье👇🏻
💡Капитан Леонид Пушкарев, человек и теплоход
Федор Алексеевич первым начинал перевозки грузов на площадках катамаранов и осваивал первый в России буксир-толкач мощностью 1200 л.с. «Зеленодольск». А в 1964 году на теплоходе «Овруч» под командованием капитана Павлычева внедрили идею ученых об использовании толкаемой приставки в счале с грузовым теплоходом.
Как писала газета «Советский водник», техническое управление Минречфлота СССР поддержало предложение профильных вузов, буксир «Овруч» получил новый грузовой теплоход 2000 тонн для работы с толкаемой приставкой 1800 тонн. Благодаря этому внедрению экипажу теплохода удалось повысить производительность труда на 41% при снижении себестоимости перевозок на 17%.
«Проведенная учеными, конструкторами и производственниками работа дает возможность использовать новые резервы повышения рентабельности речного транспорта… Толкаемые приставки получат большой размах при перевозке массовых грузов. Министерство приняло решение в зимний судоремонт переоборудовать до 50 грузовых теплоходов для работы с толкаемыми приставками. Это первый шаг на пути их широкого внедрения», — написала газета.
Чтобы рассказать о прогрессивном техническом новшестве, в январе 1965 года Федора Алексеевича пригласили в Ленинград, выступить с лекцией перед научными сотрудниками и студентами Института водного транспорта. Причем это был не просто рассказ опытного капитана, а выступление специалиста, подкрепленное схемами, графиками и вычислениями.
Чему научит механик капитана?
Еще одно ноу-хау, которое ввел Федор Павлычев на флоте, — это совмещение профессий. Впервые его внедрили в 1958 году на теплоходе «Саратов» под его командованием. Об этом вышла статья в газете «Водный транспорт» за авторством Федора Алексеевича и механика – второго штурмана В. Патеева.
Итак, штат «Саратова» состоял из 13 сотрудников:
- капитан – второй помощник механика,
- первый штурман – первый помощник механика,
- механик – второй штурман,
- третий штурман - моторист,
- третий помощник механика - рулевой,
- два моториста-рулевых,
- три моториста-матроса,
- помощник механика по электрохозяйству - радист,
- боцман,
- кок.
Члены экипажа помогали друг другу осваивать вторые профессии без отрыва от работы. На борту организовали две группы: в первой палубная команда изучала механизмы, во второй машинная команда получала знания по судовождению.
«Например, механик обучает капитана, первого штурмана и других членов экипажа. При разъяснении той или иной детали она разбирается и собирается. Такой метод обучения является более простым и позволяет лучше усваивать новые знания… В свою очередь капитан обучает механика и других членов экипажа расхождению с судами в пути, спецлоции и правилам плавания», — писал капитан Павлычев.
Почему стоило перейти на совмещение профессий? Здесь капитан приводил весомый аргумент — блестящие показатели работы своего коллектива. В июне выполнили план на 129%, в июле — на 107%, за 10 дней августа — 38% месячного задания. При такой системе к основному окладу начисляли еще 50% зарплаты совмещаемой профессии. Таким образом, Федор Алексеевич нашел способ, как улучшить условия труда для своих коллег и повысить им зарплату.
Последние годы своей профессиональной деятельности Федор Алексеевич был капитаном-наставником Волжского речного пароходства. Ушел из жизни рано, в 49 лет, после продолжительной болезни.
Наш герой привил любовь к реке и своей дочери Альбине, которая часто вспоминала время, проведенное с отцом на пароходах, успел передать внуку Руслану. Он выучился на радиста в Горьковском речном училище, работал на флоте, закончил Горьковский институт инженеров водного транспорта.
Читайте также:
💡«Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина