Очень давно мне подарили книгу Конрада Лоренца «Год серого гуся», где я впервые встретила термин «импринтинг» - запечатление.
Поиск истоков
Так называется механизм, при котором сильные переживания глубоко запечатываются в памяти человека, а также формируют устойчивое восприятие окружающего мира. Происходит это в самом раннем возрасте.
Я, конечно, тут же стала примерять это к себе. Вот тут-то мне и стало понятно, откуда взялось мое пристрастие к тканям глубокого синего цвета с беспорядочно разбросанными мелкими белыми пятнами, ни в коем случае не горошками.
Так получилось, что в ясли я ходила всего несколько месяцев. И последний из них пришелся на июнь, когда нашу группу вывезли на дачу в Быково. По маминым воспоминаниям, в один из выходных дней она приехала и издалека увидела, как я, стоя у забора, горько плачу. (Надо сказать, что только много лет спустя, с популяризацией психологии, я открыла в себе интроверта, что ретроспективно объяснило мои прошлые поступки и отношения с людьми). Мама расстроилась и запаниковала: что делать? А потом ей в голову пришла простая мысль: зачем мы обе мучаемся, ради чего? И она тут же забрала меня домой, в Москву.
Бесконечные ряды синего в крапинку
Вернемся к импринтингу. Одним из немногих эпизодов ясельной жизни, запечатлевшихся в детской памяти - обязательное коллективное посещение небольшого помещения, где на стеллажах вдоль стен были расставлены горшки.
Все они были одинаковые – темно-синие с белыми крапинками! Вот такой расцветки:
Очевидно, масса горшков произвела на меня такое глубокое впечатление, что оно загадочным образом вылилось в желание приобретать одежду с таким же рисунком или, как теперь говорят, с принтом. Хотя, казалось бы, не самые приятные воспоминания о яслях должны были бы поселить во мне стойкую неприязнь к этому цветовому сочетанию, но почему-то получилось наоборот.
Любимое сочетание Золушки
Прошу прощения за демонстрацию нарядов, но они наглядно доказывают еще одну мою страсть – любовь к сочетанию желтого (или золотого) с голубым или синим. Откуда?
Я поняла это благодаря находке на даче. Среди моих детских книг одна из любимых - «Золушка». Листаю, и вот оно: Золушка в бальном платье, состоящем из двух частей – основное платье желтое, а внутри - голубое.
Так вот откуда ощущение радости и праздника!
Герои - навсегда такие
В 1956 году был снят американский фильм «Война и мир». У нас он вышел в 1958-м. Одного просмотра мне 8-летней хватило, чтобы герои романа Толстого - Наташа Ростова, Пьер Безухов и Андрей Болконский - теперь выглядели, как Одри Хепберн, Мел Феррер и Генри Фонда. Именно они представали в моем воображении, когда я впервые в 12 лет погружалась в «Войну и мир» (конечно, пропуская военные эпизоды). Законы импринтинга в действии!
Наверное, с тех пор во мне укрепилось убеждение, что первым делом надо прочитать литературное произведение, а потом уже смотреть кино и сравнивать свои представления с образами на экране. Дать волю своей собственной фантазии!
Много лет я мечтала снова пересмотреть этот фильм и только в 1988, когда муж, находясь в зарубежной командировке, записал мне его с телевизора на видеокассету, я второй раз смогла увидеть его, но в плохой записи. Теперь уже иногда поднимаю себе настроение просмотром в интернете, а еще любуюсь красавицей Одри в «Моей прекрасной леди».
Другие воспоминания автора: