Компания «Кама шиппинг» пытается доказать, что уже расплатилась за нарушения, допущенные при эксплуатации танкера «Волгонефть 212».
Юристы «Кама шиппинг» направили протест на вынесенное Мотовилихинским судом решение о назначении административного наказания за нахождение эксплуатируемых компанией танкеров в Черном море зимой. Компании ранее Мотовилихинским судом был назначен штраф в 200 тыс. рублей. Материалы дела были направлены в Пермский краевой суд 25 марта, дело будет рассматривать Екатерина Филатова. Первое заседание назначено на 10 апреля, сообщили журналисту Properm.ru в инстанции.
В компании утверждают, что из-за создавшихся при перевозке нефтепродуктов условий они были вынуждены в нарушение правил находиться в акватории Черного моря.
Три раза в один штраф
Изначально иск поступил на рассмотрение в Темрюкский суд общей юрисдикции, постановление о правонарушении вынес Ространснадзор в Южном федеральном округе. Но, в том числе по ходатайству привлекаемой компании, дело было направлено по подсудности в Пермь, в Мотовилихинский районный суд — по месту регистрации предприятия-эксплуатанта. Здесь «Кама шиппинг» и привлекли за административное правонарушение по ч. 4 ст. 14.1.2, за «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией».
Представитель общества Олег Накаряков и ранее, в суде первой инстанции, заявлял, что административный штраф на ту же сумму был дважды назначен компании-эксплуатанту в арбитражном суде, поэтому повторно за нарушение «Кама шиппинг» наказана в суде общей юрисдикции быть не может. В арбитражном суде Краснодарского края по двум искам Новороссийской транспортной прокуратуры за нарушения, допущенные из-за нахождения в море судов «Волгонефть 212» и «Прикамье» 14 и 28 февраля были вынесены решения о привлечении «Кама шиппинг» к административной ответственности и двум штрафам по 30 тыс. рублей.
В обоих случаях в арбитраже компанию оштрафовали за допущенные нарушения по ст. 14.43 КоАП «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов». Новороссийский прокурор выходил в арбитраж с исками по каждому из танкеров отдельно. «Прикамье», согласно материалам дела, находилось в Керченском проливе в нарушение правил с 1 по 19 декабря, затонувшее судно «Волгонефть 212» — с 3 по 15 декабря. В первый танкер было загружено 4074.09 т нефтепродуктов, которые были успешно в морском порту Кавказ перегружены до шторма.
Работники «Кама Шиппинг» не получили зарплату из-за ареста счетов компании
Пятьдесят судов на сундук нарушений
Как указывается в материалах административных дел, суть вменяемого «Кама шиппинг» правонарушения состоит в том, что в период с 1 декабря по 15 декабря 2024 включительно (дата крушения танкера «Волгонефть-212») в нарушение требований к перевозке опасных грузов, допустило суда «Прикамье» и «Волгонефть-212» к эксплуатации в открытом море. В документах суда говорится, что в нарушение регламентов в момент ЧП помимо судна «Волгонефть-212» в районе мыса Янтарное полуострова Тамань находилось более 50 грузовых судов разных классов с нарушением сезона и условий плавания.
Из судебного решения впервые публично стало известно, что в запрещенный для навигации в море период у компании «Кама шиппинг» в акватории Черного и Азовского морей находилось два танкера из трех, находящихся в собственности бизнесменов отца и сына Виктора и Константина Сельковых. У экипажа при эксплуатации судов в зимний период отсутствовали судовые документы, поскольку они в принципе не были предназначены для перевозки опасных грузов в море зимой. Эксплуатация подобных танкеров в Азовском море по правилам допускается с марта по ноябрь, в Черном — с мая по сентябрь.
Тем не менее, незадолго до ЧП, из Саратова для перегрузки нефтепродуктов на судно-накопитель в морском порту Кавказ вышло принадлежащее «Кама шиппинг» судно «Прикамье» с 4074.09 т мазута на борту. Из-за долгого ожидания судна-накопителя этот танкер оставался в акватории Черного моря в нарушение норм до момента перегрузки топлива 12 декабря — за три дня до ЧП. 15 декабря у «Прикамья» истек срок морских страховок, и «Кама шиппинг» обращалось в ФГБУ «АМП Азовского моря», Кавказский филиал, Азовский филиал и в СКМП Ростова-на-Дону с просьбой оформить переход судна «Прикамье» без страховых свидетельств, поскольку установились благоприятные погодные условия. Но и в этом предприятию было отказано, после чего данный танкер был поставлен на отстой в порту Кавказ.
Владелец танкера «Волгонефть 212» судится сам с собой
Хроника трагедии
В материалах дел подробно описываются детали трагедии в Черном море. Танкер «Волгонефть 212» с 4251.78 т мазута на борту вышел 17 ноября из порта Ростов-на-Дону в Азовское море, а уже 18 ноября встал на якорь на якорной стоянке в Азовском море. Вновь из-за ожидания судна-накопителя для перегрузки пермское судно только 3 декабря снялось с якоря и проследовало в составе каравана в южную часть Керченского пролива. И вновь встало на якорь в акватории близ морского порта Кавказ в ожидании очереди для выгрузки. По заявлениям эксплуатанта, в создавшихся условиях не выполнить указания капитана морского порта и покинуть в установленные сроки танкер не мог — на подходах к портам действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов.
Из-за ухудшения погодных условий 12 декабря судно «Волгонефть — 212» снялось с якоря и проследовало в более безопасное место якорной стоянки ближе к берегу. А за день до трагедии, 14 декабря, после получения штормового предупреждения, прогнозировавшего усиление ветра юго-западного направления до 15-20 м/с порывами 19-24 м/с и высотой волны до 3 метров, судно «Волгонефть-212», по согласованию с СУДС морского порта Кавказ, снялось с якоря и проследовало в район для укрытия от ожидаемого ветра и волнения под Крымским берегом.
«Волгонефти 212» не дали разрешения встать на якорь в планируемом месте в районе морского порт Кавказ, отказ был мотивирован наличием большого количества судов в данном районе. Капитан судна «Волгонефть-212» принял решение следовать в район укрытия к мысу Такиль. Но и на движение в эту сторону судно «Волгонефть-212» получило запрет, и было вынуждено вернуться и встать на якорь на прежнее место в ожидании улучшения погодных условий, которые в соответствии с имеющимся прогнозом должны были наступить после 16:00 15 декабря.
Но и 15 декабря утром ветер и волнение моря продолжали усиливаться, волны стали заливать палубу судна. По оценкам капитана высота волны составляла порядка 4,0 — 4,5 м. Для устранения возможности вытекания груза по указанию капитана судна Леонида Волегова команда предприняла меры по осмотру судна и контролю герметичности судовых помещений. Группа под руководством старшего механика произвела обход палубной части судна для контроля герметичности люковых, вентиляционных закрытий, устройств приема и выдачи груза. В 8:30 старший механик доложил капиталу судна о том, что все судовые помещения проверены, вентиляционные отверстия, устройства приема и выдачи груза загерметизированы, протечек не обнаружено, двери надстройки судна закрыты и задраены по — штормовому.
15 декабря 2024 в 8:51 судно вследствие продолжительного воздействия на его корпус нагрузок значительно превышающие расчетные (класс судна предполагает работу судна при волнении до 2,5 м при трехпроцентной обеспеченности) переломилось на две части в районе грузовых танков. Началось спасение экипажа. Система управления морского порта Кавказ была извещена о том, что судно «Волгонефть-212» терпит бедствие, запрашивает помощи в спасении экипажа. На судне была объявлена «Общесудовая тревога».
Спустить безопасно спасательные шлюпки в условиях шторма при увеличивающемся крене не представлялось возможным, спасательный плот остался на носовой части судна и находится вне зоны досягаемости. Поэтому, спасение экипажа было возможно только с привлечением других судов, экипаж должен быть готов покинуть борт судна и оказаться в воде. Было отключено электропитания брашпиля и котла подогрева, с целью снижения возможной утечки груза (мазута). Капитан судна «Волгонефтъ-212» предпринял попытку работая главными двигателями на задний ход увести кормовую часть судна на более мелководный участок акватории.
В 9 утра на помощь «Волгонефти-212» направили судно-спасатель «Меркурий». Находившийся неподалеку теплоход «Лидия» также предложил помощь, но получил категорический запрет, для проведения спасательных работ необходимо было специализированное судно. Меркурию для прибытия к места аварии нужен был час. С 10:30 до 11:00 были сделаны несколько попыток подхода «Меркурия» к борту кормовой части судна «Волгонефть-212», было принято решение завести под судно-спасатель с кормы «Волгонефти- 212» швартовные канаты для того, чтобы подать штатный спасательный плот. Он был подан, но раскрыть плот не удалось из-за неисправности в механизме, вытяжной линь не сработал должным образом даже после того, как плот был подвешен за этот линь.
Примерно в 12:15 началась эвакуация членов экипажа судна «Волгонефть-212» с использованием вертолета. Капитан судна «Волгонефть-212» во время эвакуации прыгнул в воду вместе с судовыми документами, которые в дальнейшем были утрачены. В результате проведенной спасательной операции двенадцать человек были спасены, один человек погиб в воде. Гибель матроса-моториста произошла после того, как он покинул «Волгонефть-212», при проведении спасательной операции. Все спасенные члены экипажа изначально были направлены в больницы Анапы, через сутки выписаны. Было возбуждено уголовное дело об оказании небезопасных услуг при перевозке опасных грузов и уже 17 декабря капитан «Волгонефти 212» Леонид Волегов был арестован.
26 марта 2025 года Ространснадзор заявил о масштабной проверке безопасности объектов водного транспорта в Азово-Черноморском бассейне. Будут проверять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами. Внеплановые инспекции предприятий связаны с разливом нефтепродуктов после крушения танкеров в Керченском проливе. Основная цель проверок — не допустить в будущем подобных загрязнений моря, заранее устранив нарушения. Также будет контролироваться соблюдение законодательства в портах региона.
Компанию-эксплуатанта танкера «Волгонефть 212» пожалели из-за бедственного положения