К 1975 году Бакинский ОАО Азербайджанского управления гражданской авиации эксплуатировал пассажирские самолеты типа Ил-18, Ту-134 и Як-40. Постепенный вывод Ил-18 планировался к концу семидесятых годов. В связи с чем во второй половине 1975 года в отряде началось переобучение летного и наземного персонала на новый тогда тип — Ту-154. Обучение производилось как на базе Ульяновской ШВЛП, так и Внуковского авиапредприятия столицы.
26 августа 1976 года в отряд поступил первый собственный Ту-154Б СССР-85147. Его пригнали из Москвы из 235-го ОАО. Этому событию был посвящен торжественный митинг, который возглавил начальник Азербайджанского управления ГА.
После месяца тренировочных полетов 25 сентября 1976 года на этом самолете был выполнен первый регулярный пассажирский рейс 866/865 Баку — Москва (Внуково).
В октябре 1976 года в Баку поступил второй базовый Ту-154Б СССР-85169.
В течение 1976 года маршрутная сеть азербайджанских Ту-154 развивалась за счет увеличения количества рейсов на направлении Баку — Москва. Рейсы из Баку в другие города СССР стали огранизовываться в 1977 году по мере ухода с линий турбовинтовых Ил-18.
В ночь с 1 на 2 апреля 1977 года открылся рейс 6683/4 Баку — Киев.
27 апреля 1977 года Ту-154Б вместо Ил-18 полетел рейсом 6709/10 Баку — Ленинград.
В течение 1977 года 107-й отряд получил 4 Ту-154Б: СССР-85162, СССР-85198, СССР-85211 и СССР-85214.
15 мая 1978 года Ту-154Б заменил Ил-18 на рейсе 6599/6600 Баку — Ташкент и на рейсе 6563/4 Баку — Куйбышев — Свердловск.
16 мая 1978 года рейс 6551/2 Баку — Алма-Ата — Новосибирск.
20 июня 1978 года вместо Ту-134 стал работать Ту-154 на рейсе 6569/70 Баку — Куйбышев, а 21 июня 1978 года — на рейсе 6565/66 Баку — Свердловск.
За 1978 год флот АзУГА пополнился тремя Ту-154Б — СССР-85134, СССР-85177 и СССР-85293.
28 мая 1979 года из Бакинского ОАО ушел последний самолет Ил-18 и главным магистральным лайнером авиаторов Азербайджанской ССР стал Ту-154. Максимального количества флот Ту-154 АзУГА в количестве 14 самолетов достиг к 1991 году.
В 1980 году самолеты Ту-154 стал принимать второй аэропорт Азербайджанской ССР - Кировабад (ныне Гянджа). Рейсы на Ту-154 из Кировабада выполнялись в Москву.
В связи с реорганизацией Азербайджанского управления гражданской авиации в хозрасчетный концерн «АЗАЛ» (Азербаджанские авиалинии) с 1 января 1991 года в бакинском аэропорту создана авиакомпания «Азалтранс», в которую вошли Ту-154, Ту-134 и Ан-26 107-го и 339-го авиаотрядов. В связи с чем на самолеты стали наносить логотип концерна «АЗАЛ» в виде глобуса с вписанной внутри аббревиатурой «АЗАЛ».
В феврале 1991 года установлено прямое воздушное сообщение со Стамбулом. Сначала на Ту-134, а летом в связи с увеличением пассажиропотока на Ту-154.
5 июня 1991 года бакинцы получили с завода свой первый новый Ту-154М СССР-85698.
Справочные данные:
Список Ту-154, когда-либо работавших в 107-м ло БОАО с 1976 по 1991 гг:
85134, 85138, 85147, 85158, 85162, 85169, 85177, 85192, 85198, 85199, 85211, 85214, 85274, 85293, 85329, 85330, 85364, 85367, 85391, 85405, 85548, 85698.
Хронология открытия рейсов Азербайджанского УГА из аэропорта Баку:
Горький 1982 -
Киев 1977 -
Куйбышев 1978 -
Ленинград 1977 -
Львов 1985, 1990 -
Львов через Симферополь 1987 - 1989
Минск-2 1985 -
Москва (Внуково) 1976, 1982, 1988
Москва (Домодедово) 1977 - 1981, 1983 - 1987, 1989 -
Новосибирск через Алма-Ату 1978 - 1984
Новосибирск через Караганду 1985 -
Одесса 1982 -
Одесса через Краснодар (зимой) 1984
Свердловск (зимой через Куйбышев) 1978 -
Стамбул 1991 -
Ташкент 1978 -
Тегеран 1991 -
Тюмень через Куйбышев 1984
Тюмень через Оренбург 1985 -
Хронология открытия рейсов Азербайджанского УГА из аэропорта Кировабад:
Москва (Внуково) 1982, 1988
Москва (Домодедово) 1980, 1981, 1983 - 1987, 1989 -
Спасибо за внимание.
#tu-154 #ту-154 #баку #историяавиации