Найти тему
Strategy Partners

Как повысить привлекательность рыбной продукции в глазах населения?

Потребление рыбы — вопрос не только разнообразия рынка. Продукт относится к той категории, которая оказывает влияние на продолжительность жизни, здоровье, особенно людей старшего возраста и детей.

При этом рыба — источник экологически наиболее эффективного вида белка. При производстве 1 кг животного рыбного белка объем парниковых газов в 11,5 раза меньше, чем при производстве белка из крупного рогатого скота.

-2

По данным анализа Strategy Partners, мировые объемы потребления белка стабильно растут, при этом стабильно увеличивается доля потребления рыбы и морепродуктов. В России также прослеживается рост объема потребления белка, но доля потребления рыбы в период с 2010 по 2019 года упала на 2,4%, хотя отрасль показывает стабильный рост объема вылова. Так, в 2021 году общий вылов вырос на 1,5% по сравнению с показателем за 2020 год и составил рекордные 5,05 млн тонн.

-3

Рейтинг стран по подушевому потреблению рыбы и морепродуктов возглавляют страны, расположенные в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов. По данным FAO Fishstat, в тройку лидеров по потреблению рыбной продукции входили Португалия, Республика Корея и Малайзия. Россия отставала от лидеров почти в 2,5 раза — более чем на 30 кг потребления рыбы на человека в год.

Но в России есть большой потенциал роста потребления рыбы за счет продукции аквакультуры, а также тресковых видов рыб, которые сейчас составляют основу экспорта. Ключевое место в структуре потребления занимает сельдь, минтай, скумбрия, килька и сардины. Есть большой потенциал роста потребления по морской рыбе и морепродуктам.

-4

Почему люди стали есть меньше рыбы?

Сегодня среднедушевое потребление рыбы в РФ стагнирует. По данным анализа Strategy Partners, отрицательная динамика среднедушевого потребления рыбы присуща не только России, но и ряду развитых стран.

-5

Основная проблема связана с изменением вкусовых и потребительских предпочтений. Глобализация и вестернизация общества привели к популярности фастфуда и стали главной причиной роста потребления мяса и сокращения потребления рыбы и морепродуктов. Значительное падение потребления рыбы наблюдается среди молодого поколения: напряженный образ жизни оставляет меньше времени на приготовление еды, а рыба является наиболее трудной в приготовлении.

Также один из факторов, приводящих к снижению потребления рыбы, — это сомнения в безопасности, пищевой ценности и экологичности выращивания и вылова рыбы и морепродуктов.

Обзор мировых программ повышения потребления рыбы

Несмотря на отрицательную динамику потребления рыбы и морепродуктов, в развитых странах уровень потребления рыбной продукции остается высоким благодаря программам повышения потребления рыбы. Мы рассмотрели успешный опыт реализации подобных программ на примере мировых лидеров по потреблению рыбной продукции.

Опыт Норвегии

В Норвегии разработан самый широкий перечень мер для повышения потребления рыбной продукции как внутри страны, так и за рубежом.

В стране создана организация Министерства торговли, промышленности и рыболовства — Норвежский совет по морепродуктам (Norwegian Seafood Council).

-6

Основные меры, предпринимаемые Советом для продвижения норвежских морепродуктов, как внутри страны, так и в мире:

  • образовательные программы в школах, социальные рекламные кампании о пользе потребления рыбы для здоровья человека (в т. ч. на межнациональном уровне: например, Sea Change, совместная программа Норвегии и Великобритании);
  • повышение прозрачности производственной цепочки аквакультуры, просветительские кампании о безопасности и экологичности аквакультурной рыбы;
  • продвижение простых рецептов приготовления рыбы и морепродуктов, а также продуктов глубокой переработки из рыбы (heat-to-eat, ready-to-eat) как альтернативных блюд, требующих минимального времени приготовления;
  • аналитическая и информационная поддержка производителей;
  • продвижение национального бренда на мировом рынке.

Опыт Японии

Инициативы Японского агентства по рыболовству (JFA) в части повышения потребления рыбы направлены в первую очередь на молодежь до 40 лет.

-7

Eat more fish! — лозунг, под которым деятели поп-культуры продвигают повышение потребления рыбы среди молодежи в Японии.

Япония демонстрирует самое резкое снижение потребления морепродуктов в мире среди стран с традиционно рыбным рационом питания. Сокращение потребления особенно выражено среди молодежи до 40 лет. Причина — вестернизация рациона питания, что делает хлеб, говядину, курицу и свинину более популярными, чем рыба.

Правительство принимает следующие меры, чтобы повысить уровень потребления морепродуктов:

  • познавательные лекции и социальные рекламные кампании о пользе потребления рыбы для здоровья человека;
  • повышение прозрачности данных о безопасности добытой рыбы;
  • продвижение разнообразных видов рыбы и морепродуктов, рецептов их приготовления с помощью выставок-ярмарок и выступлений деятелей поп-культуры;
  • со стороны производителей — продвижение продуктов глубокой переработки из рыбы (heat-to-eat, ready-to-eat) как альтернативных блюд, требующих минимального времени приготовления.

Опыт Великобритании

Инициатива Love Seafood сосредоточена на распространении вкусных рецептов для повышения потребления рыбы и морепродуктов в Великобритании.

Love Seafood — долгосрочная кампания на 2020–2040 гг. по популяризации потребления рыбы и морепродуктов в Великобритании. Осуществляется при участии Департамента окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (DEFRA).

-8

Основные меры, проводимые в рамках компании:

  • исследование потребительского поведения, аналитическая поддержка для производителей рыбной продукции;
  • повышение осведомленности конечных потребителей о видах местной рыбы через социальные сети, наружную рекламу и специализированные магазины и рестораны fish&chips;
  • культурно-просветительские мероприятия о пользе рыбы и морепродуктов для здоровья населения и продвижение рецептов;
  • фокус кампании — активное взаимодействие с конечными потребителями в социальных сетях и продвижение домашнего потребления рыбы.

Рекомендации для России

Сегодня отрасль испытывает потребность в популяризации и увеличении потребления рыбы на внутреннем рынке.

-9

Для повышения потребления рыбы в РФ рекомендуется усиление сотрудничества между государственными органами и бизнесом по модели Норвежского совета по морепродуктам.

Это требует разработки масштабной стратегии стимулирования потребления рыбы — при содействии федеральных и местных органов исполнительной власти, Минздрава, переработчиков рыбы и представителей ретейла.

При этом следует организовать партнерство государственной власти и бизнеса для аналитической поддержки и продвижения рыбы на внутреннем и внешнем рынках. Среди прочих мер необходимо проводить масштабные культурно-просветительские мероприятия по всем регионам России, что позволит повысить интерес конечных потребителей к рыбной продукции и будет стимулом для развития потребления.