В предыдущей статье я описала признаки манипуляций на работе. Это – первый шаг на пути борьбы с подобным поведением. Что же делать дальше? Об этом вторая часть статьи о манипуляциях на работе.
- Дистанцируйтесь. Возможно, Вы слышали слишком много неискренних извинений или Ваши слова были искажены и использованы против вас. Если это так, избегайте общения с манипулятором, если это не является абсолютной необходимостью.
Манипуляторы — энергетические вампиры; они питаются драмой, неприятностями и недовольством. Если Вы лишаете их возможности взаимодействовать с Вами, Вы фактически лишаете их источника питания. - Не поддавайтесь чувству вины. Избегайте интернализации или персонализации поведения манипулятора. Эти люди любят заставлять других чувствовать себя виноватыми, как будто Вам нужно решить их проблемы или помочь им. Как только Вы осознаете, что они просто пытаются манипулировать Вами, Вам будет легче отстраниться.
- Документируйте договоренности. Излюбленный прием манипуляторов — сказать: «Я этого не говорил» или «Ты не говорил этого раньше». Избегайте этого, записывая инструкции и требуя их подписи и даты. Храните копии.
- Доверяйте своим инстинктам. Часто жертвы манипуляции в глубине души знают, что что-то не так, но они игнорируют это чувство, когда оно возникает, потому что у них есть причины продолжать отношения (либо потому, что им нравится этот человек, либо они чувствуют, что у них нет альтернативных вариантов) или не хотят вступать в конфликт. Когда Вы сбиты с толку или раздражены этим человеком, воспринимайте это как эмоциональный сигнал, что Вам нужно остановиться и подумать.
- Проверьте себя. Используете ли Вы какое-либо из этих манипулятивных действий даже бессознательно? Изучите свое взаимодействие с другими людьми. Вы используете чувство вины? Стыд? Неуверенность других?
К сожалению, люди-манипуляторы есть везде, и в конце концов кто-то попытается заставить Вас делать то, что они хотят, используя описанную в предыдущей статье тактику. Теперь Вы знаете, что с этим сделать и, надеюсь, будете использовать.
Автор: Лебедева Маргарита Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru